Почему на самом деле реакция россиян на победу Джамалы такая жесткая

А Джамала поет именно о трагедии. Об украденной родине. О преступлении, за которое никто не покаялся. Она поет о всем том, о чем в современной России принято молчать. Причем делает это под украинским флагом, напоминая всему миру о том, кому на самом деле принадлежит полуостров.

Сейчас многие напишут: "Я знал, что Джамала победит". Так вот – я этого не знал. Просто надеялся. И до самого конца голосования думал, что главная интрига в том, удержит ли Украина второе место.

И дело же не в качестве песни и номера – просто Евровидение слишком уж сложный формат. Разные страны, разные аудитории, разные представления о том, что такое "евроформат", разные ситуативные предпочтения. Когда-то берет верх этника, когда-то – фриковость, когда-то – сильный вокал. Угадать, что будет в тренде в этом конкретном году – очень и очень сложно. Поэтому я и не принадлежу к тем, кто "всегда знал, что Джамала победит". Просто надеялся, - пишет Павел Казарин для Крым.Реалии.

42 страны. Голоса от каждой отдает как профессиональное жюри, так и обычные зрители. Аудитория в шестьсот миллионов человек. Целый виток амбиций, интересов, финансовых потоков, репутационных историй. Формула с тысячами переменных.

И тем забавнее читать тех, кто объясняет победу Джамалы интригами мировой закулисы. Тех, кто верит, что никакой сложной системы не существует, а исход голосования определяется чьей-то злой волей. Тех, кто считает, что победа Джамалы – дело рук западных политиков, решивших "насолить Москве".

Именно трагедия депортации мешает адептам Кремля ощущать победу в войне как безусловный праздник. Потому что именно она перечеркивает весь пафос

Самое забавное, что все эти заявления – всего лишь сеансы саморазоблачения. По сути, мы присутствуем на исповеди, когда люди рассказывают нам о том, как устроен, по их мнению, мир и что в этом мире они считают допустимым. Если бы они сами организовывали конкурс, то обязательно бы предусмотрели возможность класть персональную гирьку на ту или иную чашу весов. А так как они привыкли мерить мир по себе, то даже не сомневаются, что у организаторов конкурса есть возможность "ручной настройки итогов".

Но в этом году их реакция на итоги конкурса будет особенно жесткой. Не просто потому, что это Украина. А потому, что это еще Джамала. Которая вдобавок поет о том самом событии, которое разрушает главную "духовную скрепу" России – Миф о Великой Отечественной.

В рамках этого мифа депортация крымских татар была "наказанием за коллаборационизм". И большинство текстов, которые пишут в России об этом событии, посвящены не трагедии народа и не теме "украденной родины". Наоборот – даже спустя семь десятилетий день депортации преподносится как день покаяния. Но не покаяния перед крымскими татарами, а как день покаяния для крымских татар.

Общая интонация проста: депортация, конечно, преступление, но, мол, "сами виноваты". Потому что сражались не только в Красной Армии, но еще и на стороне вермахта. И если крымские татары будут усердно каяться, то мы, так и быть, их простим и, может быть, даже посочувствуем.

И такая вот избирательная память существует только для крымских татар. Потому что никто в России во время возложения цветов к Вечному огню не говорит, что надо помнить не только о подвигах русских солдат, но еще и об Андрее Власове и РОА, о 15-м казачьем кавалерийском корпусе СС и 29-й гренадерской дивизии. Более того – все народы Союза воспринимаются только как победители, и лишь крымским татарам за доступ к этому празднику предлагается пройти фейс-контроль через прилюдное покаяние.

Крымские татары стали единственным исключением из советского мифа о войне. В отношении других народов действует негласный принцип: подвиг и героизм объявляются коллективной нормой, а предательство и коллаборационизм – индивидуальными отклонениями. А в отношении крымских татар вышло все наоборот: их герои объявляются исключениями из правила, а правилом объявляются те, кто сражался на стороне вермахта.

Более того – рефреном звучит тезис о том, что "процент предателей" среди крымских татар оказался выше, чем у других народов. Но все, кто в России сравнивает численность русских и крымских татар, сражавшихся по разные линии фронта, забывают одну простую вещь: коллаборационизм возможен лишь на оккупированной территории. В Томске или Владивостоке не могло быть ни полицаев, ни добровольческих охранных батальонов – немцы туда не дошли, а, значит, местное население не стояло перед подобным выбором. Поэтому любители высчитывать "коэффициент предательства" должны брать за основу численность населения, жившего на территории, оккупированной вермахтом. А это уже даст совершенно иные пропорции.

Крымские татары стали единственным исключением из советского мифа о войне

Но доказывать все это сторонникам "русского мира" абсолютно бессмысленно. Потому что именно трагедия депортации мешает адептам Кремля ощущать победу в войне как безусловный праздник. Потому что именно она перечеркивает весь пафос: получается, что освобождение полуострова от немцев не стало торжеством справедливости. Что за освобождением последовала трагедия. Что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние. И либо надо признать, что это было не вполне "Добро", либо заявить, что оно совершило не вполне злой поступок. А второй вариант звучит проще и привлекательнее.

Потому что тогда не надо будет ни перед кем извиняться. Не надо будет подвергать сомнениям религиозную в своей простоте хронологию событий. Не придется рефлексировать на тему мудрости командования и партийного руководства. Не уйдет из-под ног та почва, стоя на которой, "советский человек" предпочитает смотреть на прошлое, настоящее и будущее.

А Джамала поет именно о трагедии. Об украденной родине. О преступлении, за которое никто не покаялся. Она поет о всем том, о чем в современной России принято молчать. Причем делает это под украинским флагом, напоминая всему миру о том, кому на самом деле принадлежит полуостров.

Непростительная честность, согласитесь.

Copyright © 2016 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A

Комментарии

2

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Александр Полищук Военный дипломат, аналитик Фонда "Майдан иностранных дел"
Андрей Таицкий Преподаватель английского языка. Работает во Вьетнаме
Сергtй Тарута Народный депутат, лидер партии "Основа"
Вероника Мудрая Председатель общественной организации "Белая Лента"
Иван Семесюк Художник, писатель, музыкант
Погода