Статья в издании The Economist
Новобранцы происходили из разных профессий, но их объединяло одно – после элементарной подготовки в Западной Европе ни один из них не ожидал, что попадет в штурмовое подразделение на самом горячем участке украинского фронта. Некоторые записались добровольно, рассчитывая, что им дадут места в подразделениях, которые будут соответствовать их профилю - операторам дронов или артиллеристам. Остальные были вырваны из их сел без предупреждения. После менее чем недели в окопах на Донбассе из 20 их осталось шесть. Трое погибли в бою, трое получили тяжелые ранения.
Украина отчаянно стремится защитить свои линии фронта от новых атак России
Это одна из худших историй трудоустройства, но она далеко не единичная. Украина отчаянно стремится защитить свои линии фронта от новых атак России. Ни одна армия не дает новобранцам гарантий относительно того, куда их направят, не говоря о военном времени, а десантно-штурмовые бригады – одни из самых отчаянных подразделений.
Но то, что юристы описывают как "лотерею по назначению", усложняет процесс найма. Армейские руководители пытаются заполнить места желающими. Некоторые прибегают к призывным рейдам в спортивных залах и торговых центрах. Мало кто из тех, кто так попал, выходит хорошим солдатом.
"Видим людей в возрасте от 45-47 лет. Они задыхаются, когда достигают линии фронта", – жалуется один старший офицер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин
Понимая проблему, в сентябре министерство обороны Украины приступило к работе над новой мобилизационной стратегией. Спикер министерства Илларион Павлюк говорит, что отчасти проблема заключается в успехах армии – многие граждане уже не воспринимают войну в экзистенциальном ключе, как это было сразу после вторжения России в феврале 2022 года.
"Некоторые ошибочно считают, что есть кто-то другой, кто может выполнить работу за них", - говорит он.
Реформы должны дать колеблющимся больше выбора - новобранцы могут более или менее подписаться на определенную должность. Новый цифровой реестр улучшит понимание министерством кадровых ресурсов Украины. Будет более четкая система отдыха и ротации. Впоследствии мобилизуют на определенный срок, а не бесконечно, как сейчас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне
Есть несколько примеров успешных кампаний по набору персонала в отдельные подразделения. 3-я десантно-штурмовая бригада, созданная за девять месяцев войны как подразделение украинского спецназа, самая заметная. Реклама размером с небоскребы в городах Украины изображает жизнь одного из штурмовиков бригады, убивающего гоблиноподобных карикатур зла. Но не менее важна репутация бригады из-за их грамотного командования, хорошего оснащения и низкого уровня потерь. Новобранцы обычно проходят обучение в течение месяцев, в отличие от стандартного месяца.
Пресс-секретарь бригады Кристина Бондаренко говорит, что волонтеров достаточно. По ее словам, к началу следующего года бригада станет крупнейшей в Украине размером примерно с дивизию НАТО. Большинство ее новобранцев младше 25 лет, и она отклоняет 150 заявок в месяц от несовершеннолетних.
"Никто не говорит, что миллионы людей ждут боев в Авдеевке. Но есть люди, с которыми можно работать", – говорит она.
В тюрьмах и беднейших районах России вступление в армию выглядит рациональным решением
Россия тоже испытывает трудности мобилизовать нужное ей количество людей. Ее тактика бросания огромного количества солдат на позиции обороны, часто без должного оборудования, может означать ежедневные потери до 1000 жизней. Но фундаментальные данные указывают на гигантский вызов для Украины. Имея примерно в четыре раза больший пул потенциальных солдат, Россия кажется имеет благоприятные обстоятельства в долгосрочной перспективе. В тюрьмах и беднейших районах вступление в армию выглядит рациональным решением.
В другом месте Кремль смог удовлетворить свои минимальные потребности тайной вербовкой. Если бы ему действительно нужно было усилить мобилизацию, пришлось бы признать, что Россия находится в войне. Это не обойдется без политических последствий.
Между тем, украинские критики правительства обвиняют, что власть только "притворяется с мобилизацией". Виктор Кевлюк, полковник в отставке, контролировавший реализацию мобилизационной политики для западной половины страны с 2014 года, когда РФ впервые вторглась, до 2021 года, говорит, что Украина рискует попасть в ловушку. Москва усилит мобилизацию по завершении президентских выборов в марте, считает он. Управление военной разведки Украины соглашается с таким утверждением.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Залужный бьет тревогу: как меняется поддержка Украины
Владимир Путин подписал указ об увеличении численности вооруженных сил России на 170 тыс. человек. Полковник Кевлюк утверждает, что Украина должна ответить общенациональной мобилизацией промышленности, правительства и ресурсов. По его мнению, часто декадентский образ жизни тех, кто пользуется безопасностью в Киеве, следует изменить.
"Это не время для импортного копченого лосося", - говорит он.
В течение всей войны Владимир Зеленский противостоял максималистским призывам своих солдат, к большому их сожалению. Его старшие генералы, например, настаивали на снижении возраста, когда люди, не являющиеся резервистами, могут быть мобилизованы, когда им исполнилось 27 лет. Другие предложили более строгое исполнение законов о мобилизации.
Президент оттолкнулся частично из политических соображений – он не хочет без нужды раздражать население. Но Зеленским управляют и более благородные заботы.
"Зеленский хочет делать правильные вещи, учитывая мнение украинцев. Он не хочет быть диктатором", – говорит высокопоставленный источник в украинском правительстве.
Армия – это зверь, которого надо кормить
Впереди трудные решения. Для полковника Кевлюка армия – это зверь, которого надо кормить.
"У нас нет другого выбора, как быть кровожадными", – говорит он.
Но некоторые чиновники предпочитают более консенсусный подход. Источник высокого уровня прогнозирует медийные кампании, пропагандирующие национальную жертвенность и предупреждающие, что Россия продолжает представлять угрозу существованию.
"Если мы проигрываем, будет плохо для всех нас", - говорит он.
Задача состоит в том, чтобы убедить потенциальных новобранцев. "Дирижер", один из мужчин, отправленных в злосчастную часть на Донбассе, говорит, что он предан служению своей стране. "Но только так, чтобы это было полезно, нельзя просто так списывать жизнь людей", – говорит он.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии