Мнения в издании The New York Times обозревателя Томаса Фридмана
Я не переставая пишу о войне в Украине с тех пор, как Россия вторглась 24 февраля, но признаюсь, что только приехав в Европу и встретившись здесь с политиками, дипломатами и предпринимателями, полностью осознал, что произошло. Видите ли, я думал, что Владимир Путин вторгся в Украину. Я был неправ. Путин вторгся в Европу.
Он не должен был этого делать. Это стало самым большим безрассудством в европейских войнах с тех пор, как Гитлер вторгся в СССР в 1941 году.
Я полностью понял это только, когда оказался по эту сторону Атлантики. Было легко предполагать издалека, и, вероятно, легко предполагать Путину, что в итоге Европа смирится с полномасштабным вторжением. Так же, как Европа смирилась с поглощением Крыма в 2014 году. Но это не так.
Вторжение войск Путина все чаще выглядит, как повторение действий Гитлера и ему подобных в XXI веке
Это вторжение, когда российские солдаты без разбора обстреливают украинские многоквартирные дома и больницы, убивают мирных жителей, грабят дома, насилуют женщин и создали крупнейший кризис с беженцами в Европе со времен Второй мировой войны. Он все чаще выглядит, как повторение действий Гитлера и ему подобных в XXI веке.
Добавьте к этому угрозу Путина применить ядерное оружие, предупредив, что любая страна, которая вмешается в его ничем не спровоцированную войну, столкнется с "последствиями, которых вы никогда не видели", и это все объясняет.
Это объясняет, почему практически в одночасье правительство Германии избавилось от почти 80-летнего отвращения к войнам и сохранения минимально возможного оборонного бюджета, а вместо этого объявило об огромном увеличении военных расходов и планах поставлять оружие Украине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Киев отказывается от любого плана, кроме военного поражения России на поле боя" - что пишет о нас мировая пресса
Это объясняет, почему практически в одночасье Швеция и Финляндия отказались от более чем 70-летнего нейтралитета и подали заявку на вступление в НАТО.
Это объясняет, почему практически в одночасье Польша перестала играть с пропутинским, антииммигрантским популистом Виктором Орбаном в Венгрии и открыла границы для более чем 3 миллионов украинских беженцев, одновременно превратившись в важный сухопутный мост на пути оружия НАТО в Украину.
Это объясняет, почему практически в одночасье ЕС отменил многолетние малозаметные экономические санкции против России и выпустил точную ракету экономических санкций прямо в центр путинской экономики.
То, что я считал российским вторжением в Украину, превратилось в европейское землетрясение
То, что я считал российским вторжением в Украину, превратилось в европейское землетрясение, сказал мне бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.
"Статус-кво не вернется. Вы видите огромные изменения в Европе в ответ на действия России. Не из-за американского давления, а потому, что восприятие угрозы РФ сегодня совершенно другое. Мы понимаем, что Путин говорит не об одной Украине, а обо всех нас и нашем пути к свободе", - говорит он.
Нравится нам или нет, добавил Фишер, современная Европа находится в "режиме конфронтации с Россией. Москва больше не является частью какого-либо европейского мирного порядка". Произошла "полная потеря доверия к Путину".
Интересно, почему? Армия Путина систематически разрушает украинские города и инфраструктуру с явным намерением не взять эти города и поселки, а скорее стереть их и их жителей с карты, и силой оправдать безумное заявление Путина о том, что Украина - не настоящая страна.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе на прошлой неделе я взял интервью у мэра Бучи Анатолия Федорука, где Россию обвиняют в убийстве десятков мирных жителей, их тела остались гнить на улицах или в братских могилах, прежде чем российские войска оттуда изгнали.
"У нас убили 419 мирных граждан разными способами. В городе не было военной инфраструктуры. Люди были беззащитны. Российские солдаты воровали, насиловали и пили. Я удивлен, что это происходит в ХХІ веке", - сказал он.
Если это была "шоковая" фаза войны и она продолжается до сих пор, то "трепетную" фазу обнаружил среди европейских чиновников в Давосе и Берлине. В то время как США разваливаются на части, 27 членов ЕС ошеломили всех, и прежде всего себя, собравшись вместе, чтобы сжать кулак, вместе с рядом других европейских стран и НАТО, чтобы ответить на путинское вторжения.
С февраля ЕС ввел пять пакетов санкций против России - они не только наносят серьезный ущерб России, но и дорого обходятся странам ЕС с точки зрения потери бизнеса или повышения стоимости сырья. Шестой пакет, согласованный в понедельник, предусматривает сокращение к концу года примерно 90% импорта нефти ЕС из России, а также отключение Сбербанка, крупнейшего российского банка, от SWIFT.
Есть осознание, что украинские мужчины тоже борются за европейцев, поэтому страны ЕС могут приютить их женщин и детей
Возможно, больше всего впечатляет то, сколько украинских беженцев готовы принять без особых жалоб страны ЕС. Есть осознание того, что украинские мужчины тоже борются, чтобы защитить и их, поэтому страны ЕС могут, по крайней мере, приютить их женщин, детей и стариков.
"Им предоставляется такое же медицинское обслуживание, детские пособия и образование, как и полякам. Почему бы и нет? Они работают и платят налоги. Единственное, чего у них нет, - права голоса", - сказал мне премьер Польши Матеуш Моравецкий.
Путин думал, что ЕС быстро расколется под его давлением, добавил Моравецкий, "но он ошибался. Сейчас Европа гораздо более сплочена, чем до войны в Украине".
Путин, наблюдая за всем этим, должно быть, спрашивает себя: "Это кулак, который вижу, идет на меня из ЕС? Не может быть! Я думал, у меня в кармане Германия - купленная и оплаченная моим дешевым газом. Я никогда не думал, что они сплотятся таким образом вокруг Украины и воспримут мое вторжение в Украину как нападение на них всех".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ключ к мечтам Путина лежит на нашем юге
Но именно это произошло. Тем не менее, многие в ЕС задаются вопросом, как долго они смогут поддерживать этот болезненный кулак.
"Путин рассчитывает на усталость Запада. Он знает, что у него гораздо больше времени, потому что демократии менее терпеливы, чем автократии", - сказал Моравецкий.
Это так. Некоторые лидеры ЕС уже призывают президента Джо Байдена позвонить Путину и обсудить условия прекращения огня. Силы Путина на востоке и юге Украины в настоящее время превосходят украинскую армию на разных стратегических узлах, обстреливая залпами ракет и тяжелой артиллерией. Им не нужно быть точными. Им просто нужно завалить украинские силы своим объемом.
Я надеюсь, украинцы смогут удерживать позиции достаточно долго, чтобы более совершенное западное вооружение прибыло, чтобы выровнять бой и чтобы санкции ЕС против России действительно навредили, чтобы в украинцев были реальные рычаги воздействия на Путина в любом урегулировании путем переговоров.
Тем не менее, не мог не заметить еще одну тему, которая проходит через мои беседы здесь. Это убеждение, что, поскольку это во многом война Путина и поскольку варварство его сил в войне настолько преступно, пока Путин будет у власти в Москве - будет очень трудно доверять России в чем-либо, касающемся Украины.
Я не слышал, чтобы кто-то выступал за смену путинского режима, но я также не слышал, чтобы кто-то говорил, что Запад может вернуться к нормальным отношениям с Россией без этого.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии