Киевская журналистка из Национального радио 44-летняя Галина Бабий вернулась из рабочей поездки в Иран.
— Из Киева добрались до их столицы, Тегерана. Оттуда сразу полетели в Эсфахан — старую иранскую столицу XVII–XIX веков. Там есть огромная площадь Имама, — рассказывает Галина Бабий. — Она тянется на 513 метров и достигает в ширину 163-х. Это вторая по величине площадь в мире, после пекинской Тяньаньмень.
По периметру площади работают народные умельцы: резчики, ткачи-ковровщики, мастера по металлу. Можно посмотреть, как они клепают медную посуду, чеканят серебряные блюда, ткут шерстяные и дорогие шелковые ковры. Есть лавоч ки с фарфором и национальной одеждой. Галина купила там шерстяную шаль с орнаментом за $8. Говорит, что иранцы охотно торгуются.
В Иране не увидишь женщины с непокрытой головой. Они носят хи джаб — исламский женский платок, наряд с рукавами до кисти, штанишки, которые полностью прикрывают ноги. Так иранки одеваются с десяти лет и до смерти. Иностранных женщин тоже попросили надеть платок еще в самолете. Иначе не позволили бы выйти из аэропорта. Этой одежды нигде нельзя было снимать. Разве что оставшись в одиночестве в гостиничном номере.
В магазинах можно расплачиваться долларами
— В аэропорту и некоторых магазинах один вход для мужчин, другой — для женщин. Это законы страны, мы должны были их придерживаться. Хотя женщины там водят автомобили, разговаривают по мобильным телефонам, работают в офисах, снимаются в кино, — объясняет Галина.
Мораль иранцев базируется на принципах: харум, хальоль и макрух. Это значит: запрещено, можно и не приветствуется. Запрещено женщине быть без головного убора. Мужчинам можно носить европейские костюмы, но галстуки не приветствуются. Их надевают разве что иранские бизнесмены, которые работают с европейскими или американскими партнерами.
Галина Бабий ни разу не меняла деньги в иранском пункте обмена валют.
В тамошних магазинах можно расплачиваться долларами. А сдачу дают иранскими деньгами по официальному курсу. Из специфических сувениров журналистка привезла домой специи (самую дорогую в мире пряность — шафран и корицу, вылущенную прямо из дерева) и орехово-фруктовую смесь: фисташки, арахис, миндаль, зеленый продолговатый изюм, белое иранское драже, сушеную шелковицу и кусочки кураги.
— Заходишь в лавоч ку, а там стоят мешки с разными миксами, — рассказывает. — Выбираешь, насыпаешь в кулек, тебе взвешивают. Килограмм стоит 10 долларов.
Бабий рассказывает, что иранцы едят много свежих овощей: помидоры, огурцы, оливки. Листья салата у них большие, как лопух, и очень сочные. Украинцам пришлось попробовать и специфические напитки, сделанные из йогурта или кефира. Они присолены, с чесноком. Но главное кушанье — это кебаб из баранины или курятины. И рис, который подают ко всем блюдам как гарнир. Кроме фруктов, на десерт подают огурцы.
Визу получить очень трудно
Виза в Иран стоит немногим больше 35 евро. Но получить ее практически невозможно. Львовянин Игорь Губилит и его друзья в 2005 году хотели получить иранскую туристическую визу. Им отказали.
Знакомые Игоря, опытные российские путешественники, об иранских визах шутят: "Может, через полгода будет, а может, вообще не будет". Так якобы секретарша иранского посольства в Москве отвечала представителям их Академии свободных путешествий. Они тоже собирались поехать в Иран. Ребята вынуждены были добираться до Армении и через десять дней там получили визу. Игорь Губилит добавляет, что так же можно ехать через Баку (Азербайджан).
Ни один украинский туроператор поездок в Иран не предлагает.
— Иран — не туристическая страна, — объясняет Елена Руденко, 38 лет, заместитель директора столичного агентства "Кий Авиа". — Они со своей стороны ничего не делают, чтобы заинтересовать наших туристов. Может, из-за неразвитого сервиса или по политическим соображениям.
Комментарии
1