Карстовые озера расположены на опушке посреди села Викно Гусятинского района Тернопольской области. Они бездонные и никогда не замерзают. Поверхность воды покрыта водорослями, поэтому на солнце цвет меняется от темно-синего до голубого и фиолетового.
От центральной автостанции Тернополя к Викно восемь раз в день ходит автобус. Дорога занимает полтора часа. Билет в одну сторону стоит 9,5 грн.
Когда-то на площади полтора гектара было пять карстовых озер, окруженных болотом. После мелиорации в 80-х годах прошлого века их осталось два. Одно озеро местные жители огородили и ежегодно на Крещение святят в нем воду. Второе осталось в своем первозданном виде.
— "Викнинами" озера назвали, потому что они соединены между собой под землей. Им мы благодарны и названием села, — рассказывает директор местного краеведческого музея Анна Чемера, 65 лет. — Первое письменное упоминание о селе Викно датируется 1464 годом. Раньше у подножия горы Довгой в полутора километрах от подземных источников было небольшое поселение Зелена Груша. Люди, выжившие после татаро-монгольского нашествия, переселились к ви книнам. Первым это место облюбовал какой-то рыбак. Он поселился возле потока, вытекавшего из большого болота.
Озера образованы подземными водами, которые в нескольких местах прорвались наружу могучими источниками. Они питают все колодцы в селе. Попытки определить глубину оказались безуспешными.
— Господа еще при Австрии хотели узнать, есть ли у озер где-то дно и откуда бьют источники, — продолжает директор. — Запускали рыбу туда. Так она сначала была в одном озерце, а через какое-то время появилась в других. Ди ды чи подумали, что то кто-то специально рыбу подбрасывает. Обозначили ее несмывающейся краской. Убедились, что рыба из одного карстового озерца переплывает во второе. Из Вены привозили специалистов. Но все равно не смогли узнать, какая же в действительности здесь глубина. Поняли, что в озерах нет дна, а есть такие "окна". Потому и наше село называется Викно.
Еще одна легенда утверждает, что человек привел к источникам своих коней. Начал поить. Неожиданно кони сорвались с крутого склона и упали в воду. Вытащить их было невозможно. А через несколько дней животных выловили в реке Збруч возле поселка Тарноруда, в 25 км. Поэтому это озеро называют Бездной.
Село было собственностью ди ды чей Федоровичей. На месте теперешнего сельсовета стоял панский дворец. В 1883-1884 годах у господ гостил Иван Франко. Он только освободился из Коломыйской тюрьмы. Познакомился с Володиславом Федоровичем во Львове и приехал на отдых. Жил в имении, писал биографию отца Володиславова Ивана, который был послом австрийского парламента.
— Я так думаю, Федорович должен был ему заплатить за труд. Но точно это неизвестно. Точно знаю другое: поэт каждый день умывался в наших ви книнах. Эту историю рассказывал еще мой прадед, — вспоминает Анна Алексеевна. — Он как-то ехали за снопами и видел все собственными глазами. Иван Франко до восхода солнца вышел из барского дворца. Шел босой к ви книнам 500 метров. Когда-то было заведено ходить утром по росе. Да и обувь берегли. Ботинки, шнурками связанные, переброшены через плечо. Умывался, а потом обувал ботинки и возвращался во дворец.
В нашем селе в каждом доме есть Алексей
Поэт любил гулять у карстовых озер. Часто поднимался на скалы неподалеку. Там очень острые камни. Земли на них мало, но растут в камне сосны и березы. Те скалы до сих пор называют Франковыми. Исследователь творчества художника Роман Горак был в селе. Говорил, что начала "Зів"ялого листя" формировались тут, на этих скалах. Потому что жил поэт в Викни как раз после расставания с Ольгой Рожкевич.
Есть среди тех скал Сиреневая. Когда-то ди ды ч велел обсадить гору четырьмя сортами сирени. Цветы розового, фиолетового, вишневого и белого цветов привезли из Вены. Они и до сих пор каждый год цветут.
— А вон там, возле Сиреневой скалы — Лебедиха, — улыбается Чемера. — Старожилы говорили, что птицы прилетали и гнездились на той горе. Одна женщина за ними ухаживала. То ли и фамилия у нее была Лебедь, то ли только называли ее так односельчане. Сына ее звали Алексей. Очень любил лебедей. С тех пор в нашем селе самое популярное имя — Алеша. В каждом доме есть Алексей. Если не маленький, то большой.
На месте гор Медоборов было Сарматское море
Посреди степи на высоту 90–100 м поднимаются горы. Их называют Товтрами. Это остатки большого рифа, образовавшегося 15–20 млн лет назад в водах теплого Сарматского моря. Ничего подобного нет во всей Европе. Горная гряда стала уникальной достопримечательностью геологического прошлого. В этом уголке Тернопольщины в 1990 году на площади почти 10 тыс. га создали природный заповедник Медоборы. Одно из его чудес — бездонные карстовые озера.
Комментарии