До сих пор считалось, что в Белоруссии начисто исключены любые конфликты по национальному признаку. Однако события последних дней показали, что это не совсем так.
Денис Лавникевич, всю жизнь проживший в Белоруссии, рассказывает, насколько местных жителей беспокоит языковой вопрос и как детонатором жесткой общественной дискуссии на национальную тему неожиданно стал бар, который еще только готовится к открытию в самом центре Минска, - пише gazeta.ru.
Я родился, вырос и прожил в Белоруссии всю свою сознательную жизнь. По национальности я наполовину итальянец, наполовину белорус. И привык думать, что Белоруссия — это страна, в которой начисто исключены какие-либо национальные и религиозные конфликты. Действительно, какие национальные трения могут быть в стране, в которой признаком хорошего тона является знание и русского, и польского языков, в стране, лидирующей в мире по количеству выданных шенгенских виз, граждане которой запросто проводят выходные в Вильнюсе или Варшаве? В стране, где уживаются 65% православных и 30% католиков? Я сам православный, моя девушка — католичка, и это в Белоруссии совершенно нормальный расклад, который никого не смущает и не удивляет. В стране, где толерантность возведена в культ, и только в адрес президента на митингах могут кричать: "Чемодан — вокзал — Россия!"
Кстати, в БССР до войны было четыре государственных языка: белорусский, русский, польский и идиш. Что само по себе говорит и о национальном составе белорусских земель, и о том, как уживались на них люди разных наций.
Например, 19 декабря 2010 года после президентских выборов на митинги одинаково вышли люди всех национальностей.
Однако миф о белорусской толерантности оказался разрушен быстро и жестоко. 13 декабря белорусский интернет-журнал 34mag рассказал о том, что в Минске открывается новый бар. Открывается в самом центре города, на улице Карла Маркса (минский аналог московского Арбата), в нескольких сотнях метров от главной резиденции Александра Лукашенко. Казалось бы, во всем этом ничего необычного нет. Но владельцы заведения неожиданно пообещали скидку 15% всем, кто будет в баре говорить по-белорусски. Название нового бара — "Тутэйшыя" — по-белорусски означает "Здешние". "Будем считать наш бар такой точкой идентификации. Пусть люди к нам приходят и определяются, кто они — местные или белорусы", — заявили создатели нового заведения.
Языковой вопрос в Белоруссии очень болезненный. Десятилетия жесткой русификации — сперва при Хрущеве, потом при Брежневе — дали свой результат. В Белоруссии, согласно Конституции, два государственных языка — русский и белорусский. Формально они обладают равным статусом. В реальности же подавляющее большинство граждан страны говорит на русском языке, белорусский язык в повседневной жизни используют не более 3% (данные последней переписи населения). Если вы заговорите по-белорусски, скажем, с продавщицей в магазине, то высока вероятность, что она вас попросту не поймет.
Белорусский президент и все госчиновники без исключения русскоязычные. Лукашенко белорусским языком не владеет вообще, так как происходит из близкого к России восточного региона страны. Соответственно, все госчиновники, даже если и знают белорусский язык, предпочитают держать его за зубами. В результате белорусский язык стал языком по большей части жителей западных ("пропольских") регионов страны, а также языком национально ориентированной оппозиции и фрондирующей творческой интеллигенции. Единственный белорусскоязычный министр — министр культуры Павел Латушко — был отправлен послом во Францию. Его преемник общается на публике только по-русски. Даже в немногочисленной белорусской оппозиции многие активисты вовсе не владеют белорусским языком либо владеют им довольно плохо.
Я владею белорусским языком совершенно свободно — вот только в повседневной жизни пользоваться им доводится только при общении с рядом политиков либо с друзьями из числа той самой "творческой интеллигенции", например музыкантами белорусских рок-групп или поэтами и писателями. Фактически белорусам сегодня приходится возрождать белорусский язык, как возрождали свой язык в конце XIX века совершенно онемеченные к тому времени чехи.
Публикация в 34mag осталась бы практически незамеченной, если бы на нее не обратили внимание российские СМИ. В частности, на сайте агентства Regnum новость вышла под заголовком "В Белоруссии открывается первый бар, дискриминирующий русскоязычных". Эта заметка моментально разлетелась по социальным сетям. И грянул гром.
Большинство белорусско-ориентированной интеллигенции использует для виртуального общения соцсеть Facebook — там и развернулись основные "боевые действия". Знаменитая белорусская толерантность моментально куда-то делась. Вполне приличные, серьезные люди, обсуждая заметку, ругались матом, банили друг друга и обещали набить друг другу морды. Одни предлагали "бить москалей", другие предлагали делать то же самое с националистами, третьи иронично интересовались, как в необычном баре будут относиться к евреям.
Очень быстро дискуссия выплеснулась из виртуальности в реальный мир. Несколько раз я становился свидетелем горячих споров на данную тему в различных тусовочных местах Минска. Накал общественной дискуссии понятен: сегодня в Минске есть лишь одно небольшое кафе с полностью белорусскоязычным персоналом и меню, и это кафе давно превратилось в место тусовки белорусскоязычной оппозиционной молодежи и хипстеров.
В конце концов в соцсетях было озвучено предложение подать на владельцев бара "Тутэйшыя" в суд, использовав статью 130 УК Белоруссии (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни).
Владельцы бара "Тутэйшыя" на эту тему ничего не говорят. По их словам, разразившаяся шумиха мешает им спокойно работать и только создает проблемы. Пока бар закрыт, но за стеклянными дверями горит свет — заведение готовится к открытию. По предварительной информации, до начала следующего года бар будет работать "в тестовом режиме" — предлагать своим посетителям только кофе и бутерброды. Однако, судя по всему, после открытия очень быстро будет понятно, станет новый бар для белорусов точкой национального конфликта или национального возрождения.
Комментарии
27