вторник, 15 июля 2014 12:27

"Русификованность - наше богатство!" - историк Сергей Савченко

"Русификованность - наше богатство!" - историк Сергей Савченко
фото: global-avantur.livejournal.com

Сегодня я побывал в селе неподалеку Днепропетровска. До 1917 года оно называлось Обуховка, теперь Кировское. Меня все время преследовало неприятное ощущение: с людьми что-то не так. Наконец я понял: не слышу родного суржика. Я не говорю об украинском языке, которым никто не владеет и не разговаривает, даже учителя этого языка. Не слышу обычного украинского суржика, который, судя по всему, стремительно исчезает как социолингвистический факт. На его место приходит чистый, нормативная русская речь, примерно такая, какой транслируется российское телевидение и российские фильмы о бандитах. На русском языке теперь говорят все: дети, подростки (особенно подростки, потому что они находятся в возрасте выбора речевого поведения), люди среднего возраста и даже пенсионеры.

Путевой эпизод: спрашиваю у пожилой женщины, как дойти до центра и далеко ли идти. Спрашиваю по-украински. Она напрягается, силится ответить мне на русском, "по-культурному", хотя заметно, что для нее это не просто. Почему так?? Вероятно, что-то сработало на ментальном уровне, и ей захотелось показать, что она не такая культурно отсталая как я.

23 лет независимости Украины русификация сделала впечатляющие успехи, она добралась наконец до села, овладела сельской и местечковой молодежью, уничтожила суржик как переходное, маргинальное явление, и украинцев сделала почти русскими. Если к этому добавить еще 5-10 лет "исправления мышления" через монопольные СМИ - такая национальная идентичность как украинцы исчезнет. По крайней мере, на востоке, в центре и юге Украины. Не имею в этом никакого сомнения.

С другой стороны, людей нельзя осуждать за то, что они выбирают русскую языковую идентичность: большинству людей свойственно приспосабливаться, а не демонстрировать ежедневный героизм. Русский, особенно для крестьян, и дальше остается языком престижа, карьерных перспектив, символом культурности и цивилизованности, а также средством приспособления к городу. Суржик становится все менее престижным, он уходит в вечность вместе с его 70-80-ти летними носителями. Украинский язык в его литературной версии воспринимается как искусственный, язык высокого, торжественного стиля, которым невозможно овладеть в процессе живого общения с носителями, собственно, по причине их отсутствия.

Вывод такой. Пока мы проводим во Львове позорную акцию - "Я говорю по-русски!", почему-то считая это проявлением политкорректности и европейскости, украинский язык тихонько умирает. Ему не под силу даже взывать о спасении. Фактически его уже не существует как средства обычной, бытовой, политически немотивированной коммуникации.

Украинский язык в центре Украины функционирует лишь в узком кругу писателей, краеведов, историков и филологов, что больше напоминают клубы любителей старины, поэтому выполняет не столько коммуникативную, сколько символическую функцию. Я уже не говорю о востоке и юге, где он не овладевает и этой скромной сферы.

Сознательный выбор украинской языковой идентичности продолжает оставаться эпизодическим, так вызывается не общественной необходимостью или ростом престижности языка, а субъективным факторами, например, почти религиозным актом "обращения в украинство". За последний год такие случаи заметно участились, но они неспособны создать длительную и масштабную тенденцию. Пока не существует никаких объективных факторов, которые бы побуждали изучать украинский язык, массово переходить на ежедневное общение на нем хотя бы в одной сфере общественной жизни. В Украине можно сделать любую карьеру, не обладая государственным и откровенно его презирая.

И последнее. Украинское село в центре, юге и востоке Украины буквально за два десятилетия перестало быть носителем украинского языка. Поэтому начало его маловероятного возрождение возможно только в городе: с кафедры, библиотеки, школы, издательства, телевизора, радио, газеты, учебника, репетитора, то есть "с нуля". Но для этого не хватает политической воли, желания и понимания: кому и для чего это нужно? Значительно легче, проще и, главное, дешевле считать нашу зрусифицырованость богатством, своеобразием и даже признаком европейской толерантности. Русификацией надо гордиться, ею стоит дорожить, ее нужно развивать. Можно даже поблагодарить русификаторов за языково-культурное разнообразие Украины, иначе чем бы мы гордились? Перековать позор в удовольствие и существовать дальше.

Сейчас вы читаете новость «"Русификованность - наше богатство!" - историк Сергей Савченко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть