55-летний Юрий Иващенко 15 лет назад построил в селе Гальчин Андрушевского района на Житомирщине частную обсерваторию. Открыл там до 200 астероидов.
Мужчина встречает на автовокзале райцентра Андрушевки. Машиной за пять минут доезжаем до имения Иващенко. Вокруг — огороды и поляны. До ближайших зданий — с сотню метров. Во дворе — два дома с высокими башнями. Там под белыми куполами расположены астрономические телескопы. Металлические ворота открывает помощник по обсерватории Петр, на вид лет 30.
— Небо все большее засвечивается. По соседней улице провели свет. Строят новые дома. При таких условиях хуже наблюдать за небесными телами, — Юрий Николаевич выходит из авто. Заходим в прохладное помещение, по винтовой лестнице поднимаемся наверх.
Посреди круглой комнаты стоит большой телескоп. Помощник открывает купол. Два полушария расходятся над головой с гулом. Видно безоблачное небо.
— Через этот телескоп наблюдали за участками неба, где концентрируются астероиды и кометы. Вся информация с него передается на компьютер, — говорит Юрий Иващенко. — Открыли здесь два астероида, которые приближаются к Земле. Это наше главное достижение. Телескоп также следит за космическим мусором. Это обломки космических кораблей. Могут навредить планете, если упадут. Некоторые имеют ядерные реакторы.
Космический мусор часто падает?
— Ежесуточно — до нескольких тонн. Обычно сгорает, когда попадает в атмосферу. Если нет, небольшими частицами падает в океан или безлюдные места. Если бы упал гигантский астероид размером с 500 метров, был бы мощный взрыв. При таких в атмосферу поднимается столько пыли и пара, что тепло от солнца не доходит до земли. Возникает эффект ядерной зимы.
Какие астероиды опаснее всего?
— Не открытые предварительно. Все крупные давно известны. Метеорит, который упал в 2013-м в российском Челябинске, был маленьким. Но о нем не знали. Нанес много убытков. Хорошо, что никто не погиб. Нужно считаться с размером астероида. Несколькометровый сгорит в атмосфере. Небесное тело больше 50 метров может вызвать землетрясение.
Как действовать при падении метеорита?
— Прятаться в бомбоубежище. На смену траектории его полета нужно несколько лет. Если такого времени нет, главное — предугадать, где упадет.
Падают ли на другие планеты?
— Да, почти на все. Например, на Луне есть кратеры от столкновений с астероидами. Лишь на Юпитер и Сатурн не падают — потому что это газовые планеты.
Есть ли признаки жизни на других планетах?
— Десятки далеких имеют условия подобные тем, что на Земле. Однако жизнь там нет. По-видимому, время существования цивилизаций ограничено. Они погибают, вероятно — от столкновений планет с астероидами. Для Земли более актуальны вулканы.
Вашей работой интересуются западные научные работники?
— В американском Гарварде есть международная организация, которая координирует исследования малых планет. Туда сходятся данные из всего мира. Таких обсерваторий, как моя, на Земле — около 400. Даже любители с небольшими телескопами открывают объекты.
Помощник Петр нажимает кнопку автоматического открытия купола. Видим пейзаж на Андрушевку и Гальчин.
— Там, между зеленым полем и вспаханным, лежит точка пересечения 50-й северной параллели и 29-го восточного меридиана, — показывает налево Юрий Иващенко. — Поэтому обсерваторию очень просто найти. Летом вечером ставим телескопы посреди поля. Рассказываю людям о звездном небе, об украинских песнях, где идет речь о звездах, небе. Желающих много.
2001 год, 12 апреля — заработала Андрушевская обсерватория
2003 год — на базе обсерватории открыты первые астероиды
2005 год — обсерватория попала в 20 наиболее результативных в мире по исследованию малых планет
2007 год, 14 марта — открыто астероид Кличко, названный в честь боксеров братьев Кличко. Также астероидам дали имена писательницы Лины Костенко и ныне покойного актера Богдана Ступки
22 года работал в автоцентре
Юрий Иващенко родился 12 апреля 1961 года. В этот день полетел в космос Юрий Гагарин. Мать назвала сына в честь советского космонавта. Была школьной учительницей физики и астрономии. Юрий закончил физико-математический факультет Киевского университета. Девять лет работал в Главной обсерватории Академии наук УССР.
— Потом — развал Союза. Науку перестали финансировать. Нелегко было, род занятий изменил, — рассказывает астроном. — Возле обсерватории была СТО. На ее базе открыли украинско-японское предприятие "Ниссан-Украина". Искали человека, который знает английский, разбирается в автомобилях, имеет права, загранпаспорт. Я отвечал всем требованиям.
Проработал там 22 года. Имел хорошую карьеру, заработал деньги. Но мечта меня не отпускала. Не находил сам себя. Брал отпуска — ездил на международные конференции в составе украинских научных делегаций. Аж пока окончательно не решил — нужно самому что-то делать.
Сосредоточился на строительстве обсерватории. Был страшный риск. Потому что сегодня тратил все из кармана на идею, а что будет завтра — неизвестно. Меня поддержали коллеги во главе с академиком Ярославом Яцкивым. Предоставили купол, помогли его смонтировать. Через три года заработал главный корпус.
Полтора года назад уволился из автоцентра "Голосеевский". Переехал из Киева сюда. Уже несколько лет обсерватория имеет небольшой международный грант. Он дает нам возможность жить и работать.
Комментарии