В селе Княжичи Броварского района на Киевщине в ночь на 4 декабря спецназначенцы полиции расстреляли оперативников и инспекторов государственной охраны. Погибли пять человек.
— Столичный уголовный розыск работал над задержанием банды серийных грабителей. Получили информацию, что ночью в Княжичах должно состояться дежурное ограбление. Туда выехала группа задержания уголовного розыска и спецподразделения КОРД (Корпус оперативно-внезапного действия — спецподразделение Национальной полиции. — ГПУ). Устроили засаду в одной из недостроек, — рассказывает советник министра внутренних дел Антон Геращенко, 37 лет.
— В это время в соседнем доме сработала сигнализация, — продолжает Антон Геращенко. — На место приехали два экипажа государственной службы охраны в составе шести людей. Задержали двух полицейских-разведчиков. Приняли их за преступников. На подмогу задержанным микроавтобусом выехали коллеги. Между стражами порядка возникла перестрелка.
— Около четырех утра услышал автоматную очередь. Потом — пять-шесть одиночных выстрелов и мощный взрыв. Вероятно, бросили гранату. Кто в кого стрелял — не видел. Все прошло очень быстро, — говорит Иван Федорович из Княжичей. Живет на ул. Корнийчука.
— Обе машины Государственной службы охраны были маркированы. Инспекторы одеты в служебную форму, бронежилеты. Имели спецсредства и оружие — автоматы и пистолет, — говорит 50-летний Николай Жукович из областной полиции. — Четверых стражей порядка расстреляли в машине. Еще одного, работника КОРДа, на улице. Сколько всего было оперативников, назвать не могу. В ГСО не знали о секретной спецоперации коллег.
Владелица дома, где сработала сигнализация, живет в столице. В Княжичи приезжает на лето.
— В воскресенье утром мне позвонили из полиции. Сказали, что в доме сработала сигнализация. Я не удивилась, такое случается еженедельно, — говорит 61-летняя Тамара, фамилию не называет. — По просьбе полиции приехала на дачу. Меня даже близко не подпустили. Все было ограждено сигнальной лентой, куча полиции.
В перестрелке погиб начальник столичного отдела управления КОРД 31-летний Виталий Валецкий, оперативники 25-летний Юлиан Рудько и Александр Маница, инспекторы из Броваров 24-летний Сергей Орлов и Евгений Куртев, 25 лет.
— Сергей был потомственным полицейским. Его отец тоже работал в органах. С детства мечтал стать спецназовцем, — рассказывает Татьяна Орлова, знакомая погибшего. — Как-то у моего сына был день рождения, праздновать не было за что. Сергей сказал подготовить ему список и все купил. Мы — однофамильцы, всегда повторял: "Орлы своих не бросают". Был хорошим и щедрым человеком.
Жена Юлиана Рудько на шестом месяце беременности, ждет дочь. После вести о гибели мужа ее забрали в больницу.
Виталий Валецкий до реформы работал в спецподразделении "Сокол" управления по борьбе с организованной преступностью. Служил на Донбассе, имел позывной "Пастор". У него остались жена и двое детей.
Евгений Куртев родом из города Должанск — бывший Свердловск — на Луганщине. Имел профессию столяра. Служил по мобилизации в Вооруженных силах. После демобилизации стал стражем порядка. Сначала работал инспектором патрульной службы в Должанске, потом перевелся в государственную службу охраны в Бровары. Имел жену.
Четверо преступников, которых искали полицейские, были неподалеку. Услышав стрельбу, убежали. Их задержали утром 5 декабря в Деснянском районе столицы.
— Из Княжичей они приехали на микроавтобусе "Мерседес Вито", должны были пересесть в два черных джипа "Тойота Ленд Крузер 200". Их подготовили заблаговременно. Убежать не успели. Трое задержанных из столицы и области, четвертый — из Львова. Грабили элитные дома и офисы на протяжении последних двух лет. Имеют судимости за грабежи и разбой. У них изъяли автоматическое оружие, заряды, гранаты, тротиловые шашки, — говорит исполняющий обязанности главы Национальной полиции 37-летний Вадим Троян. — Среди задержанных есть лица, которые работали в правоохранительных органах и имеют отношение к ним.
Княжичи — в 30 км от столицы. Здесь более 5 тыс. жителей. Село застроено элитными коттеджами. Половина из них — дачи.
— Нас грабят два-три раза в месяц, — рассказывает 63-летний Владимир. Стоит возле двухэтажного магазина "Алабама" в центре села. — Там, где лес, живут депутаты, экс-министры. Элита. Мы даже не знаем, кто. Видим, как они летают по селу на машинах. Воры по наводке действуют. Выстрелов даже и не слышали. Обо всем узнали из новостей. У нас здесь много новых людей приехало, когда началась война. Донецкие-луганские повыкупляли участки. Даже и не знаю, кто рядом живет.
— Что выносили из домов?
— Как всегда, баксы и золото. Телевизоры и техника их уже не интересует.
Захожу в "Алабаму".
— Стрельбу не слышали, потому что те дома далеко от нас, — говорит тихо продавщица, на вид лет 30. — Как война началась, эти ограбления стали нашествием. Раньше не было. Не только в элитном районе — и к нам лазят. Недавно сосед пошел на работу, днем вернулся — замки срезаны, вещи вынесли. Электроинструменты забрали. Это среди дня. Ничего не боятся. Люди ставят камеры, однако толку нет. У знакомых и камеры украли.
В магазин заходит невысокий мужчина, на вид лет 35, в полосатой шапке. Покупает коньяк.
— Я себе нанял охрану, потому что меня уже дважды обворовали. Решил третьего раза не ждать. У соседа даже батарею срезали. Только установил.
— В тех домах не бедные живут, — вмешивается в разговор мужчина, называется Иваном Федоровичем. — Кто именно — узнаем после ограблений. Здесь много дач, грабят часто. В прошлом году на другом конце была целая серия. Выносили все. Говорят, переодевались в полицейскую форму, подозрений не вызывали.
Подробности стрельбы будут выяснять следователи Генеральной прокуратуры.
700 тысяч гривен компенсации получит семья каждого стража порядка, погибшего во время перестрелки в поселке Княжичи. Также рассмотрят вопрос, чтобы выделить квартиры тем, кто не имеет жилья. Об этом сказал советник министра внутренних дел 37-летний Антон Геращенко.
Оперативники работали в гражданском
Специалисты называют пять причин, почему погибли стражи порядка.
Первая: операцию проводили ночью.
Вторая: оперативники-разведчики работали в гражданском.
Третья: не было координации между службами. Никто не сообщил сотрудникам полиции охраны, что по адресу работает уголовный розыск, разведка и КОРД.
Четвертая: в темноте КОРДовцы не разглядели автомобиль с маркировкой полиции охраны и приняли их за грабителей.
Пятая: на автомобиле охранников были выключены проблесковые маячки.
Комментарии