— 80 процентов закарпатцев живут за счет контрабанды. Если кто-то сам не носит сигареты через границу, то обслуживает гостиницу или ресторан контрабандиста. Не зарабатывают на этом разве что наркоманы, алкоголики и дети до 15 лет, — говорит 46-летний Андрей, бывший пограничник пункта пропуска "Ужгород". Уволился в 2013-м из-за конфликта с руководством.
Кто замешен в схемах?
— Контрабанда делится на крупномасштабную и бытовую. В первой замешены первые лица региона. Бытовой занимается огромное количество людей — раз или дважды на день переносят пару ящиков сигарет через границу.
Есть другое деление. Легальная контрабанда — через пункт пропуска. И нелегальная — через "зеленку" (кустарники, лесопосадки, где удобно прятаться. — "ГПУ").
Много лет на верху крупномасштабной контрабанды сидит местный олигарх, народный депутат Виктор Балога. Фактически назначает начальников таможен и пограничных постов. На каждом пункте имеет группу из десяти человек. Они всегда на телефонной связи — если не с Балогой, то с его помощниками.
Виктор Иванович руководит почти всей легальной контрабандой. Михаила Ланя отодвинули от нее. Поэтому он толкает наркоту и сигареты через "зеленку". У Ланя есть лаборатория, где расфасовывают порошки и отправляют в Европу.
В контрабанде большое влияние имеет Служба безопасности. Милиция — нет.
На чем зарабатывают больше всего?
— На сигаретах. В Украине акциз — 80 центов, а в европейских странах — 6 евро. Раньше хорошо зарабатывали на спиртном. Теперь оно не приносит большой прибыли.
Куда и откуда возят сигареты?
— Больше 90 процентов идет в Венгрию и Румынию. С венграми проще найти общий язык. В Румынии еще и ландшафт тяжелый — горы. А Венгрия равнинная.
В Словакию можно переправить груз разве что через таможенные переходы "Чоп", "Чоп-железнодорожный", немного — через "Ужгород". Словаки дисциплинированы, следят за своей границей.
Как правило, в Венгрии товар разгружают в пограничном городе. Расфасовывают и небольшими партиями отправляют в Италию, Германию.
Как контрабандисты пересекают границу?
— У них фантазия развитая. Крупномасштабные привлекают 30–50 людей, каждому в руки дают по два-три ящика сигарет. Идут колонной. Таможенники делают вид, что проверяют, но всех пропускают. Бывает, две-три фуры перевозят товар. Сигареты прячут в соли, руде, угле, туалетной бумаге. Через железную дорогу идут вагоны.
А еще для контрабанды мастерят дельтапланы и самолеты. Через реку переправляют аквалангисты, роют подземные тоннели. 15-летних детей посылают. Они ответственности не несут, но и не говорят много. Потому что дети все расскажут.
На другой стороне ожидают венгерские, румынские или словацкие пограничники, которых предупредили.
Кто и сколько зарабатывает на большой контрабанде?
— Серьезные контрабандисты ездят на последних моделях БМВ, "Мерседесов". На такую машину могут заработать за раз. Чистая прибыль с сигарет, которые идут на Италию, может быть 500 тысяч евро с фуры. Со всеми поделятся — и 200–300 тысяч все равно остается.
Правда, у них бывают каникулы. От информаторов узнают, что с нашей или иностранной стороны будут проверки. В этот период на пункте пропуска не найдете ни одного серьезного контрабандиста.
На таможне начальники отделов, командиры отрядов — в доле. Если город для контрабанды благоприятен, то заработки выше, но там и должность дороже. Кое-кто за устраивание на работу 50 тысяч долларов дает. За год, максимум — за два деньги отрабатывают. Простым пограничникам начальник отдела за то, чтобы не задавали лишние вопросы, каждый раз давал по 500 гривен.
Если остановить контрабанду, кого это заденет?
— Критическую массу жителей региона. Но большую контрабанду если и преодолеют, то бытовая будет всегда.
Комментарии