На протяжении трех месяцев я пытался найти золотую середину между ценой и качеством жилья. За мои $32 тыс. в Киеве можно рассчитывать только на "гостинку" не в центре. Любое жилье в радиусе 10 км от Крещатика растет в цене в 1,5–2 раза быстрее, по сравнению с массивами. В домах за пределами "бизнес-зоны" я посмотрел около 30 квартир.
Большинство предложений были непривлекательны. На проспекте Науки, например, мне предложили "студию" в недостроенном доме за $27 тыс. Общая площадь — 26 м (для "гостинок" это почти стандарт), небольшой коридорчик, трехметровый душ с туалетом, выход в кухню из комнаты. Для одного человека — вариант блестящий. Потому что в двух третьих "малосемеек" кухни маленькие и узкие настолько, что, сидя впритык у стены, можно опираться на плиту напротив.
Я готов был согласиться, но вовремя заметил, что в квартире нет батарей и любых признаков, что они там должны быть.
— Я выясню, — неуверенно пообещал брокер продавца. До этого он заверял, что в апреле квартира будет полностью обустроена для жизни.
Оказалось, что по замыслу застройщика каждый житель должен сам обогреваться электричеством. Никаких централизованных отопительных систем проектом не предусмотрены. Специалисты, у которых я консультировался, считают, что госкомиссия дом вообще не примет.
Другой вариант — возле метро "Житомирская". Там мужчина продавал "гостинку". "Тамбур" — метра три, санузел такой, что душ можно принимать, сидя на унитазе, комната — более-менее, кухня...
— А кухня где? — спрашиваю.
— Кухня в конце коридора, одна на десять квартир.
— И за это вы хотите 30 тысяч?
Душ можно принимать, сидя на унитазе
— Район хороший, метро близко, к тому же долларов 500 я могу сбросить, — говорит продавец.
В ста метрах от станции Киев-Волынский нашел неплохую квартирку. Район непривлекательный, но планировка удачная и ремонт хороший. Просили 32.
— Торг возможен?
— Да.
Торгуемся. Увидев мою заинтересованность, продавцы повысили цену до 35-ти, но тысячу, говорят, можем сбросить.
Торг — вещь деликатная. Теперь я знаю: демонстрировать увлечение, даже заинтересованность, нельзя. Иначе брокер или продавец может поднять цену.
На Нивках квартира хорошая, но необходим ремонт. Хозяйка была согласна продать за $30,5 тыс. Деньги, которые остаются, можно потратить на ремонт, — думаю. Вроде бы договорились.
— Я хочу не два процента, а пять (на 900 долларов больше), — звонит по телефону ее брокер. — Не хотите? У меня есть другой покупатель.
Брокер в этом деле — человек нужный. Это только кажется, что легко самому подобрать варианты, договориться с людьми, собрать и проверить необходимые документы. Есть масса нюансов. Они очевидны для специалистов и не всегда понятны для покупателя. Например, квартиру с "бурной историей", когда за короткий срок ее многократно продавали, нужно тщательно проверять в разных инстанциях — от ЖЭКа до БТИ. В идеале от покупки лучше отказаться. Потому что через некоторое время можете узнать о совладельцах, несовершеннолетних, например, которых ни один суд не лишит права на вашу квартиру.
Брокера лучше выбирать из небольших, но солидных фирм, которые работают на рынке, по крайней мере, года три-четыре. Большие агентства "гонят вал" и ошибаются чаще. Меньшие фирмы более тщательно проверяют документы, потому что безукоризненная репутация — их основной капитал. Я воспользовался советом друзей, которые свели меня с проверенным в работе специалистом.
Кухня в конце коридора, одна на десять квартир
Может, такое мое счастье, но, несмотря на многочисленные утверждения прессы об уценке на вторичном рынке жилья в Киеве, я увидел другое. На Лесном массиве, например, в течение двух месяцев пришлось осматривать две квартиры в одном доме. Планировка одинаковая, состояние тоже. В конце января за них просили $29 тыс., а в начале марта — $31 тыс.
Когда мое душевное состояние приближалось к тихой панике, наконец, повезло. Таких "гостинок" в столице почти нет. Хорошая планировка, настоящий балкон (по большей части в тех проектах его правильнее назвать огражденным карнизом), новая сантехника, приличный ремонт, хорошее транспортное соединение. $32 тыс. О торге и не заикался — нужно было брать. Я и взял.
Хотя в запланированную сумму не вписался. Покупатель должен оплатить часть налогов за куплю-продажу, услуги нотариуса, оплатить государственную пошлину, гонорар брокеру (обычно 2–2,5%). А это еще полторы-две тысячи долларов. Я заплатил еще две: брокер продавца таки "вытрусил" из меня лишние пять сотен. Деньги пришлось одалживать, но мое новое жилье того стоит. Через день после подписания бумаг мне предложили за мою квартиру $35 тыс.
Комментарии