Кабмин 29 ноября издал распоряжение о предоставлении ГПСУ 23 млрд грн на закупку боеприпасов для ВСУ в обход Агентства оборонных закупок МОУ.
Однако ВСУ не получают необходимых дефицитных боеприпасов, а власть крайне нерационально использует государственные средства на усиление обороноспособности, отметил в эфире "Еспресо" директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
"По крайней мере такой предварительный вывод можно сделать на фоне появления крайне странного распоряжения №1191-р за подписью премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля от 29 ноября 2024 года", - сказал он.
В распоряжении говорится о том, что с согласия Минобороны Украины Администрации Государственной пограничной службы делегированы полномочия на выполнение бюджетной программы 2101150 "Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования" в сумме 23 млрд грн для осуществления закупки товаров оборонного назначения для нужд Сил обороны. Речь идет о боеприпасах ряда дефицитных номенклатур.
"Мы в течение нескольких дней изучаем эту историю. Такое впечатление, что мы на грани большого скандала с возможностью закупки вооружения для ВСУ через Государственную пограничную службу. Потому что речь идет о 23 млрд грн, которые должны быть направлены в ГПСУ, чтобы якобы закупить боеприпасы для передачи ВСУ. Я говорю, что это скандальные вещи, потому что, учитывая законодательство, мы не можем говорить об объемах этого контракта или контрактов и о том, кто их будет выполнять. Но попробую сказать "эзоповым языком". Это распоряжение Кабмина появилось 29 ноября, буквально через два дня после того, как руководитель ГПСУ получил предложение от одной посреднической фирмы, что можно закупить эти боеприпасы через ГПСУ, а затем - передать их ВСУ", - прокомментировал Сергей Згурец.
Эксперт добавил, что он излагает лишь основные предостережения относительно этой сделки, перед этим проведя беседы с рядом специалистов, знакомых с ее деталями. А также "учитывая ограничения в условиях войны по разглашению детальной информации об оружейных контрактах или намерениях".
Вызывает удивление желание передать соответствующие полномочия по закупке боеприпасов в ГПСУ
Стартом этой сделки стало письмо, которое глава Государственной пограничной службы Украины, генерал Сергей Дейнеко, направил на имя министра обороны, других силовых министров с их информированием о том, что в адрес администрации ГПСУ поступили коммерческие предложения от одной посреднической компании о возможности поставки боеприпасов к реактивной и ствольной артиллерии. После этого письма, через два дня, появилось решение Кабмина о выделении средств на эти потенциальные закупки в больших объемах - в ответ на эти коммерческие предложения от польской фирмы-посредника. И Министерство обороны дало на это согласие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экс-чиновника минобороны взяли под стражу за миллионную сделку с львовским бизнесменом
"Вопреки созданной закупочной инфраструктуре Министерства обороны Украины, которая уже эффективно работает, вызывает удивление желание передать соответствующие полномочия по закупке боеприпасов в ГПСУ, которая никогда не осуществляла закупки боеприпасов в таких объемах и у которой отсутствуют соответствующие специалисты и компетенции для проведения инспекции имеющихся боеприпасов и анализа производственных возможностей", - отметил Згурец.
Почему полученное предложение является сомнительным
По мнению директора Defense Express, учитывая изложенное, возникают вопросы, требующие ответов - как минимум на уровне органов контроля, сопровождающих этот процесс.
1. Министерство обороны Украины и министр обороны Рустем Умеров неоднократно говорили о важности закупок оружия именно через Агентство оборонных закупок. Агентство оборонных закупок таких уникальных предложений, как руководство ГПСУ, не получало. Потому что агентство, по меньшей мере на уровне заявлений его руководства, чтобы минимизировать риски и расходы, ориентировано на контрактирование вооружений и боеприпасов у непосредственных производителей, или хотя бы у официальных представителей. Но предложения от польской фирмы, которая не попадает в две эти категории поставщиков, устроили всех и так быстро. Однако в обход агентства.
2. В коммерческом предложении от польской фирмы-посредника речь идет о пяти номенклатурах боеприпасов. Причем речь идет именно о новых изделиях и поставках в достаточно ограниченные сроки. От 120-миллиметровых мин до минометов, реактивных снарядов к РСЗО и крайне дефицитных артснарядов советского стандарта в 122 мм и 152 мм. Объемы поставок этой новой продукции якобы производства 2024-2025 годов являются такими же высокими, как полное годовое производство снарядов крупного оружейного завода. Но стоит помнить, что все европейские или восточноевропейские производители этой номенклатуры уже полностью загружены заказами на следующий год и дополнительно произвести такой дополнительный объем продукции физически не в состоянии.
Мы смотрели на цены этих боеприпасов, которые на 5% или как минимум 8% - выше
3. Предложенные от польского посредника цены являются большим по определенным номенклатурам, чем те что закупались Украиной до сих пор. Конечно, в условиях тотального дефицита и высокого спроса крайне трудно говорить о рыночных ценах. Однако странным является требование осуществления предварительной оплаты в 100% - не только для имеющихся боеприпасов, но даже для тех, которые планируется поставить в 2025 году с производства. Такая предоплата является аномально большой и сразу 100% предоплаты сразу после подписания контракта, мягко говоря, не является типичной практикой закупок. Обычно до момента даже предварительной оплаты в 10% проходят несколько этапов предконтрактной работы (устанавливается производитель, проводится техническая инспекция производственных мощностей предприятия, подтверждается наличие товара на складе у продавца и т.д.). Такое коммерческое предложение от польской компании Агентство оборонных закупок даже не рассматривало бы как нечто заслуживающее внимания. Особенно в условиях, когда игнорируется осуществление своевременных оплат для отечественных производителей оружия, что блокирует развитие собственной "оборонки".
"Мы смотрели на цены этих боеприпасов, которые на 5% или как минимум 8% - выше, чем среднерыночные, конечно, если вообще можно говорить о среднерыночных ценах в таких условиях. Но это все осуществляется в обход Министерства обороны, в котором есть Агентство оборонных закупок, а создавалось оно для того, чтобы заключать контракты с поставщиками, минимизировать расходы, контролировать наличие этих боеприпасов на складах производителей или у посредников. Однако это делается в обход Агентства закупок на основании лишь одного письма от руководителя ГПСУ", - отметил военный эксперт.
4. Польская компания-посредник не является новой в оружейной среде. Она, как мне объясняли, уже имеет невыполненные контракты перед Минобороны в поставках новых боеприпасов - или точнее, отмененные из-за форс-мажорных обстоятельств. Вместе с тем, по предварительным данным, более трети бюджета пограничников на закупку вооружения и военной техники для собственных нужд с начала полномасштабного вторжения приходится именно на поставки через эту польскую компанию. Доля польской компании в поставках в ПС может, конечно, быть объяснением такого безграничного доверия, но такое объяснение также может быть квалифицировано в рамках Уголовного кодекса Украины. Что касается новых поставок, то ГПСУ никогда не осуществляла закупок боеприпасов в таких объемах, как предлагается сейчас, и у которой отсутствуют соответствующие специалисты и компетенции для проведения инспекции имеющихся боеприпасов и анализа производственных возможностей. Кстати, польская компания даже не указала происхождение товара.
Это распоряжение Кабмина требует очень большого внимания
5. Общие объемы поставок боеприпасов от польской компании, поставки от которой руководство ГПСУ определяет как особо важные для составляющих Сил обороны Украины, примерно в пять раз больше, чем 23 миллиарда гривен, которые уже зафиксированы в правительственном решении, подписанном премьер-министром. Что означает, что к этой истории планировалось или планируется финансовое продолжение.
"После того, как будут перечислены первые транши на основании этого странного правительственного решения, не говорите, что не предупреждали о рисках такой сделки - гораздо более масштабные по своим негативным последствиям, чем те, что уже есть с контрактами на поставку мин через компанию "Альфа". И не надо на этот раз ждать форс-мажора. Потому что он уже есть, - добавил Згурец, - Думаю, это распоряжение Кабмина требует очень большого внимания со стороны экспертной среды, понимая все риски разглашения информации, касающейся этих контрактов. Но повторюсь, есть достаточно серьезные сомнения в возможности выполнения этого контракта и использования государственных средств, которые якобы будут направлены на боеприпасы. Мы к этой теме будем возвращаться в пределах возможностей нашего законодательства, также должна быть публичная огласка этой истории", - резюмировал Згурец.
На финансирование сил безопасности и обороны, закупка и производство оружия, дронов и техники в 2025-м выделят 2,23 трлн грн.
420,9 млрд грн будет направлено на социальную защиту, 217 млрд грн на здравоохранение, 199 млрд грн на образование.
Комментарии