"Поступающее в Украину западное и американское вооружение уже меняет баланс на фронте. Ситуация еще больше перейдет в пользу Вооруженных сил Украины, когда прибудет большее количество вооружения", – заявил бывший специальный представитель Соединенных Штатов Америки в Украине Курт Волкер в начале июля.
Турецкие Bayraktar, французские Caesar, словацкие Zuzana, американские М777 и HIMARS – это не полный перечень всех полученных Украиной систем вооружений, которые уже эффективно работают на нашу победу.
США и их союзники в последние месяцы мобилизуют свои ресурсы для предоставления Украине максимума нужной военной помощи для победы над российскими захватчиками.
Безусловным лидером по оказанию Украине военной помощи остаются США. При этом они опираются не только на инициативу Рамштайна и ленд-лиз, полноценное финансирование которого начнется с 2022–2023 фискального года, хотя логистические моменты отрабатывают уже сейчас. Попробуем разобраться с тем, что есть в политическом и организационном арсенале США для предоставления Украине максимальной поддержки.
Не ленд-лизом единым: как США помогают союзникам
Точкой отсчета системного предоставления Соединенными Штатами Америки международной военной помощи является начало двухполюсного противостояния США – СССР в мире по окончании Второй мировой войны.
Первым примером правового и организационного оформления такой помощи стало принятие в 1947 году закона о помощи Греции и Турции для помощи в противостоянии распространению влияния СССР. Этот документ примечателен тем, что стал первым официальным шагом от американской доктрины изоляционизма, существенно ограничившей такую международную деятельность.
Впоследствии политические элиты США поняли, что в условиях растущего противостояния с Советским Союзом, а особенно с обретением обеими сторонами статуса ядерных государств, политика военной поддержки может стать одним из действенных инструментов гарантирования национальных интересов США в мире без угрозы прямого противостояния с СССР.
Следующий шаг Соединенных Штатов в направлении введения международной военной помощи касался значительного ее расширения. Как только европейские нации осознали, что в одиночку защититься от растущей советской угрозы не удастся, международные усилия безопасности США начали направляться на развитие межгосударственных систем безопасности, результатом которых стало подписание Североатлантического договора.
В рамках созданной системы коллективной безопасности, американские усилия по оказанию международной военной помощи сконцентрировались больше на отдельных географических регионах, где угроза распространения коммунизма считалась самой большой. Эти положения были конкретизированы в Акте о взаимной обороне 1949 года.
Соединенные Штаты предприняли решительный шаг в сторону кардинального расширения предоставления международной помощи
В 1961 году Соединенные Штаты предприняли решительный шаг в сторону кардинального расширения международной помощи. Политическая концепция использования краткосрочных программ для решения стратегических задач безопасности страны была заменена на более универсальный долгосрочный инструментарий предоставления такой помощи.
Акт о международной помощи 1961 года окончательно установил и закрепил долгосрочный характер предоставления финансирования международной военной помощи. Первым примером такого подхода стало решение о предоставлении $8 млрд долгосрочной помощи Японии.
Эти основные документы стали широкой правовой рамкой для принятия специализированных законодательных актов, направленных на практическую поддержку конкретных стран – союзников Соединенных Штатов, в том числе и Украины.
Вашингтон спешит на помощь
Помимо новых механизмов, направленных на мобилизацию потенциала союзников по НАТО и за пределами Альянса, Вашингтон активно использует уже отработанные механизмы предоставления военной помощи в рамках таких программ:
1. Международная военная финансовая помощь (FMF) носит грантовый характер и низкий приоритет. Она предназначена для предоставления определенным дружественным странам и союзникам США возможности получить технику и оборудование Вооруженных сил США.
2. Фонд экономической поддержки (ESF) предоставляет странам, в которых США имеют особые интересы, гранты и займы с целью сбалансировать и частично компенсировать расходы на сектор безопасности.
3. Международное военное образование и тренировка (IMET) является грантовой программой, помогающей США предоставлять иностранному военному персоналу услуги тренировки и обучения.
4. Операции по поддержанию мира (PKO) способствуют финансированию дружественных стран и международных организаций, действующих в рамках национальных интересов США.
5. Фонд разоружения и нераспространения оружия массового поражения (NDF), основанный в 1994 году, направлен на содействие нераспространению оружия массового поражения.
После завершения холодной войны мир претерпел масштабные изменения. Начиная с прекращения противостояния антагонистических социально-политических полюсов и завершая изменениями в приоритетах политики безопасности национального и международного уровней. Функциональность всех программ поддерживается и сегодня одни, а их эффективность уже подтверждена на практике.
Первая военная помощь Украине начала поступать от США еще задолго до начала полномасштабного вторжения
Первая военная помощь в Украине начала поступать от США еще задолго до начала полномасштабного вторжения. Отражала видение вооруженного противостояния ВСУ с российскими войсками и их марионетками на Донбассе без учета сценария полномасштабного военного конфликта.
В дальнейшем, по мере того, как РФ накапливала войска на границах с Украиной, Вашингтон начал по-другому оценивать ситуацию. Постоянно предупреждал и официальный Киев и своих союзников по НАТО об угрозе полномасштабного вторжения российских войск в Украину.
Однако при этом американские спецслужбы допустили критическую ошибку. Совершенно правильно оценив намерения Кремля, а также реалистично видя проникновение российских спецслужб в политические и институты безопасности Украины, недооценили устойчивость украинского общества и его волю к борьбе. Также и волю к борьбе украинских военных.
Первоначальный расчет в военной помощи производился с акцентом на партизанскую войну
Поэтому первоначальный расчет в военной помощи производился с акцентом на партизанскую войну. Отсюда – доминирование в помощи легкого оборонительного оружия, идеального для инсургентов, противостоящих мощной регулярной армии. В конце концов, в свое время США имели отличный опыт помощи афганским силам сопротивления во время вторжения в Афганистан советских войск.
Однако реальность оказалась совсем другой. Соединенным Штатам и их союзникам пришлось адаптироваться к ситуации на ходу.
С начала полномасштабного российского вторжения США предоставили Украине помощь по безопасности на почти $4,6 млрд, в частности:
108 гаубиц калибра 155 мм;
220 тыс. артиллерийских снарядов;
50 млн патронов к стрелковому оружию;
26500 противотанковых систем Javelin и их аналогов;
1400 ПЗРК Stinger;
75 тыс. комплектов шлемов и бронежилетов.
Наладили и наращивают снабжение артиллерийских реактивных систем залпового огня – Multi-Launch Rocket Systems – MLRS. Первые же системы HIMARS уже отлично зарекомендовали себя в бою. Они начали поступать в Украину в конце июня. И уже через несколько первых дней июля с их помощью уничтожили уже почти полтора десятка складов с амуницией и горюче-смазочными материалами российской армии на временно оккупированных территориях в десятках километров от линии фронта.
Реактивная артиллерия отстреливает боеприпасы с эффективным радиусом поражения до 80 км. Используется для наведения при этом американскими разведданными. Это было одно из условий получения и использования этих систем официальным Киевом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Можем больше поставлять в ЕС. Война ускоряет переориентацию рынков" – Олег Нивьевский
Модель взаимодействия и очевидные плюсы
Во-первых, наши военные дополнительно отрабатывают модели практического взаимодействия с будущими союзниками по НАТО в боевых условиях. Получают опыт выполнения боевых задач с использованием качественной разведывательной информации.
Во-вторых, Вашингтон получает дополнительную политическую страховку от "сюрпризов". Демонстрирует командную работу и контроль за использованием предоставленного ВСУ оружия. Убеждается в нашей максимальной надежности как партнеров и союзников, что открывает путь к получению других, более новых и более технологичных систем, а также крайне нужных ракет MGM-140 ATACMS для ракетных систем залпового огня HIMARS и М270 MLRS с дальностью до 300 км. Это позволит нашим военным качественно изменить ситуацию на поле боя в свою пользу, нанося смертоносные и разрушительные удары по военным объектам и инфраструктуре противника в глубоком тылу.
Западная военная помощь включает защищенные коммуникационные системы, контрбатарейные, контрминометные и воздушные обзорные радарные системы
Кроме собственных систем вооружений, западная военная помощь включает в себя защищенные коммуникационные системы, контрбатарейные, контрминометные и воздушные смотровые радарные системы. Также – сотни бронированных многоцелевых машин, вертолеты, ударные и разведывательные беспилотные системы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть сильный перекос в ІТ-сфере. Потребность в специалистах значительно больше, чем их количество" – Артур Михно
В перспективе Украина ожидает получения современных систем противовоздушной и противоракетной обороны и авиации.
Что дальше?
Безусловным фактом на данном этапе является то, что Украина получит от своих западных союзников все необходимое для победы. Об этом совершенно прямо и официально говорят все ключевые лидеры стран западного мира, лидеры ЕС и НАТО.
Однако при этом, осознавая нашу крайнюю потребность в западном оружии, критически важно одновременно быть реалистами и понимать, что:
1. Мы просим современные сложные высокотехнологичные системы, поставка которых – сложная логистическая задача, а не "пошел-на-склад-бросил-в-ящик-отправил". И эта задача не ограничивается "отгрузкой очередной партии артиллерийских систем": к ним постоянно нужны боеприпасы, комплектующие и т.д.
2. Логистика по оружию даже между союзниками по НАТО – очень давняя проблема. Над ее решением Альянс работает годами, не говоря уже о систематических поставках крупных партий оружия за пределы организации.
3. Объемы наших запросов в разы превышают реальные возможности 90% наших западных партнеров. Даже США перед Рамштайном проводили неоднократные консультации со своими оружейными производителями на тему как быстро и какие максимальные партии можно производить, чтобы удовлетворить наши потребности.
4. Всегда остаются политические вопросы, уникальные для каждой страны-союзника – все же все они классические демократии, где голос и интересы народа являются определяющими факторами политических решений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад не построит новый Мариуполь" – будет ли работать план восстановления Украины
Однако, несмотря на все сложности, наши союзники стоят и будут стоять с нами бок о бок вплоть до нашей победы, и дальше. И это факт и новая реальность мировой безопасности, с которыми необходимо смириться кремлевским вождям.
Комментарии