Ук Дара Чан, 44 года, с женой, дочерью и сыном живут в Березани на Киевщине. Двери двухкомнатной хрущевки отворяет кудрявая девочка-мулатка с двумя хвостиками.
— Па, к тебе пришли, — бежит по коридору.
— Свет, выйди. У меня мясо подгорает! — зовет хозяин из кухни.
Появляется брюнетка в черном халате. Это 39-летняя жена Ук Дара Чана Светлана. Стену гостиной занимает картина "В джунглях". На ней лианы, озеро, тигр, слон, змея и несколько повисших на деревьях мартышек.
— Чан был буддистом, — рассказывает Светлана. — Для моей мамы было важно, чтобы мы обвенчались. И Чан окрестился, взял имя Михаил.
Вбегает 11-летняя Христина. Светлана снимает с ее волос зеленые резинки, перевязывает хвостики.
— Ай, болит, не тяни, — хнычет малышка.
— Тихо, доченька. Когда ее спрашивают о национальности, говорит — кхмерка. Денис — тот говорит "украинец".
— Да, я кхмерка, — соглашается Христина. — Когда вырасту, поеду в Камбоджу и выйду замуж за принца, — прячет лицо в ладонях.
— Доченька, скажи по-кхмерски "здравствуйте".
— Чом реб су. Денис тоже по-кхмерски умеет, — говорит. — С нас в школе прикалывались, что фамилия — Ук.
— Когда вырастет, будет Христина Дарачановна, — смотрит на дочку мать.
На столике под лампой — три блестящие статуэтки Будды. На полу — картины: украинка в вышиванке, мазанка под соломенной крышей, камбоджийка с обнаженной грудью с ребенком, улыбающийся Будда.
Входит мужчина в спортивном костюме, подвязанный женским передником. Держит кухонный нож.
— О-о, привет! — протягивает свободную руку. — Ук Дара Чан.
Ночевали в джунглях, потому что негде было
Раскладывает по тарелкам лапшу, вяленую телятину, камбоджийский салат. Зовет 14-летнего сына Дениса. Тот появляется в длинной футболке с драконом.
— Едим палочками, — предупреждает хозяин. — Вилок у нас нет. Со Светой познакомились на дне рождения у одной камбоджийки, — рассказывает. — Они жили в одной комнате общежитии Института культуры. Иду с цветами, с подарком, захожу в лифт. Входит девушка, тоже с цветами. Вскоре познакомился с будущей тещей...
— А свекровь видела Светлану?
— Да, на фотографии, — медленно говорит он. — В письме написала: "Твой выбор мне нравится". И детей видела только на фотках. Умерла в 1998-м. У меня в Камбодже старшая сестра Ван Сидем. Она выезжала в Америку с мужем Ин Ук По. Переводила там при ООН с кхмерского. А потом вернулась на родину. В Камбодже женщины не работают.
Рассказывает, что отца Ук Чана расстреляли красные кхмеры.
— Был генералом королевской гвардии. Решал с королем вопрос безопасности Камбоджи. У него в шкафу висело несколько костюмов. Серо-коричневый одевал в будни. А когда шел на прием к королю, брал молочно-белый. Все четыре пары сменных бот всегда блестели. Выглядел как с ниточки.
— С иголочки, — подсказывает Света.
— А, да, — растерянно соглашается Чан. — Отца расстреляли красные кхмеры. А нас выгнали в джунгли. Мы пасли королевских коров, а молоко возили кхмерской верхушке. Ночевали в джунглях, потому что негде было. Разложим огонь, поставим палатки. Как-то я сторожил палатку и задремал. К нам подошел тигр. До сих пор помню его глаза. Я машинально бросил в огонь сухие листья, и тигр исчез.
Говорит, что в джунглях стал художником.
— Нарисовал заброшенный буддийский храм. Увидел его, когда собирал съедобную траву. И изобразил заостренной палочкой на сухой коре.
Когда красных кхмеров сбросили, Чан с матерью вернулся в Пном-Пень. Грустит, что не может поехать на родину, потому что откладывает деньги на учебу детей. В школе искусств зарабатывает 900 гривен, Светлана — столько же. За 5 лет нарисовал 15 картин, а продал только один украинский пейзаж.
— А попрощаться с тетей? — зовет детей Светлана от двери.
— До свидания, — говорит Денис.
— Чом реб ле, — кричит Христина.
1961, 14 декабря — Ук Дара Чан родился в Пном-Пене в Камбодже
1975 — красные кхмеры прогнали семью в джунгли
1980 — поступил в Королевскую школу искусств
1985 — студент Киевского художественного института
1989 — окрестился, взял христианское имя Михаил
1990 — вступил в брак с музыканткой Светланой Кошенко, переехал в Березань, на Киевщину
1991 — учитель рисования в Березанский школе искусств
1992 — родился сын Денис, через три года — дочь Христина
2000 — ездил в Камбоджу
2004 — получил черный пояс по теквондо
Комментарии
2