Кировоградцу Михаилу Кандидову 86 лет. Во Вторую мировую войну он был 7 раз ранен и 14 раз горел в танке. Этот рекорд мог бы попасть в Книгу рекордов Украины, но военные подвиги туда не записывают. Мужчину называют "недобитым танкистом".
Однокомнатную квартиру открывает худощавый дедушка. В кресле сидит его жена — Валентина, 80 лет. Женщина в домашнем халате. На полу под ее ногами — диванная подушка.
— Собрал тысячу значков с танками, вон полный ящик стоит, — хвастается хозяин. — Зайкик говорит, — смотрит на жену, — если их на стену повесить, будет некрасиво.
Рассказывает, что его прадед и дед были царскими офицерами.
— В 1917 году их, кавалеров Георгиевского креста, расстреляли большевики. Отец тоже вступил в Дворянский полк. А во время революции перешел на сторону красных и погиб в 41-м под Москвой.
Мать — красавицу-польку — тоже, кстати, дворянку, несколько раз звали замуж. Не захотела, — продолжает дальше. — Ночью подрабатывала техничкой за копейки. Попросила, чтобы в гроб ей положили фотографию отца в форме царского офицера.
Просит говорить громче.
— Зайчик контуженная, плохо слышит. А я везучий, — смеется мужчина.
— В рубашке родился, — добавляет жена. — У него все братья погибли.
— Трижды меня спасали женщины, — продолжает хозяин. — На Харьковщине мою машину подбили, она загоре лась. Я был ранен в ноги, живот, но жить же хочется. Высунулся из люка. Жительница села Пересечное Мария Зеленская оставила в подвале 4-летнего сына. Подползла огородами, перевязала. Через 50 лет ее нашел и требовал для нее награды. Отказали.
— Он свой орден Отечественной войны ей приколол, — хвастается Валентина.
Кандидов показывает свою книжку: "Исповедь недобитого танкиста".
— После ранения меня притянули в какую-то церковь. Госпиталя полевого не было. Класть некуда, на полу — да и какой там пол? — земля, все ра зрушено, — 17 офицеров и солдат раненных. Стоит мраморная гробница. Из нее немцы сделали кормушку для коней: сено, овес. Наши бросили меня туда — в гроб самый настоящий. Тут немцы заскочили, всех перестреляли. Потом наш ординарец прибежал, пошевелил меня: "Ты видел немцев?" А я не слышал и не видел ничего, потому что лежал без сознания.
Я так испугался, что не ел ничего
Лет тридцать назад решили с Зайчиком поехать на то место, — продолжает свой рассказ. — Пошли в ту церковь, а гроб уже такой хороший, разделанный. Батюшка и говорит: "Будешь выходить, посмотри на фасад". Там — святой с книгой и надпись: "Церковь святого Михаила". А я — Михаил. После этого стал в Бога верить.
Там же встретил и генерала одного: "Ты живой, недобитый танкист? А тебе хотели героя дать, да не знали, куда делся".
— Во время атаки убило заряжающе го, — продолжает вспоминать мужчина. — Где его взять в бою? Тут гонят пленных немцев. Выскакиваю, говорю конвоиру: дай мне вот того рыжего, пушку заряжать. Посадил фри ца в танк, показал, он: гут-гут. Сходили в атаку. Возвращаемся на сборный пункт. Генералы стоят. Я к немцу: вылезай. Генералы так и рванули от этого танка. В штаны понакладали, — смеется.
Кандидов вспоминает, как работал художником-оформителем в Архангельской области.
— На мое имя приходит вагон яблок. Это пионеры, которые тоже в войну спасли мне жизнь. Была там и 100-литровая бочка с вишневым вином, — потирает руки. — Мы потом им стройматериалов на школу выслали.
В мирное время самым большим счастьем считает женитьбу на Валентине.
— В руки мне попал в 43-м, — улыбается женщина. — Под Москвой встретились. Я с 15 лет на себе раненых таскала.
— Живем вместе 62 года, — добавляет муж. — Зайчик, ты чего плачешь? У нее такая шапка заячья была белая, называли ее Зайчихой.
После войны Михаил разыскивал Валентину через военкомат.
— Валя бросила мужа, я — сожительницу. Успели обзавестись, — улыбается Кандидов. — Такой закон глупый был, что мне работать нельзя — инвалид войны. Я Зайчика то гардеробщицей устраивал, то швейцаром в ресторане, а сам за нее работал.
— Квартиру нам дали аж через 42 года после войны, до этого времени в доме-мазанке жили. А это недавно продали ее, к внуку в село переехали, — говорит хозяйка. — Но вернулись в город. Там никаких льгот для ветеранов, потому что жилье же на внука оформлено. Уже второй месяц в этой квартирке. 20 тысяч долларов за нее отдали. Тепло. А в старой телевизор в шубах смотрели.
Добавляет, что за жизнь не выпила и рюмки водки. Хотя медсестры в спирте купались.
— Хотите, что-то веселое расскажу, — отрывается от своей книжки Кандидов. — Нашу роту направили охранять дворец короля Михая в Бухаресте. Меня как командира пригласили на день рождения короля. Ему 23 года исполнялось. Сижу я за столом возле Коли Тулупова — он разведкой командовал. Выпили цуйки — водки местной. А чем же запить? Посреди стола на серебряном блюде — пиала, в ней лимоны плавают. Коля, — прошу, — налей мне лимонной воды.
— Не позорься, это руки мыть после рыбы, — прошептал он мне.
— Я так испугался, что не ел ничего: к то знает, какой вилкой во что ты кать? Мы с Колей сбежали с приема, напились, сходили в публичный дом. И на работу пришли в час дня, — хохочут вдвоем с женой.
— Миша, расскажи, у кого ты на плечах ездил, — просит Валентина.
Он охотно соглашается:
— Раз нам с Колей приказали на танке к аэродрому съездить. Прилетел самолет "Дуглас" из Москвы. Выходят военные и один гражданский. Его нужно было доставить в министерство внутренних дел Румынии. Посадил я его на днище. А самому ноги некуда деть — человек же в танке лишний. Я и положил их на плечи незнакомцу. Утром Коля мне говорит, что я оседлал премьер-министра Петру Грозу, который был на приеме у Сталина.
После смешных историй Михаил Кандидов просит жену приготовить кофе.
— Так сожалею о том, что сделал, — признается он. — Я — убийца, на том свете придется за все отвечать.
1920, 15 апреля — Михаил Кандидов родился в городе Борисоглебске Воронежской области России
1939 — поступил во ІІ Саратовское танко-самоходное училище
1941, 2 июля — потерял первый танк
1943 — познакомился в госпитале под Москвой с санитаркой Валей
1945, 6 мая — потерял 14-тую машину; командовал танковым полком
1948 — родился сын Вячеслав
1953 — закончил службу в Хабаровске, с семьей переехали в Кировоград
1970 — расписались с Валентиной
1987 — получили двухкомнатную квартиру
2006 — почетный гражданин Кировограда
Комментарии