Пик агрессии в российском обществе был полтора года назад, – считает социолог Игорь Эйдман
В последнее время отношения между Россией и Западом ухудшились. Ситуация может усугубиться?
- Ухудшение отношений между ядерными державами опасно для человечества. Политика путинского режима в последние годы, начиная с конфликта с Грузией, была фактором нестабильности в мире. Российские власти стали источником международный конфликтов, именно они — главный источник угрозы ядерной катастрофы.
Война на Донбассе продолжается, в Сирии российские войска бомбят города. Все это увеличивает риск глобального конфликта.
Конфликт в Сирии выйдет за пределы страны?
- Миром правят случайности. Даже не самое масштабное событие может стать искрой, которая спровоцирует пожар (вспомните знаменитый выстрел в Сараево, с которого началась Первая мировая). Помните, турки сбили российский самолет и возникло обострение ситуации? Вот собьют россияне американский самолет, пусть даже случайно, и получим обострение конфликта с непредсказуемым результатом.
Вводом войск в Сирию Путин планировал создать очередную телекартинку, которая бы отвлекла народ от бед, связанных с кризисом. Также хотел продемонстрировать миру силу, заставить американцев и европейцев считаться с ним.
А что получил?
- Было ясно сразу, что это не даст эффекта. Путин хотел продать себя Западу как спасителя мира от терроризма. Но ему никто не поверил. Тактика сработала только внутри страны, приведя к очередному подъему патриотического возбуждения.
Но пропаганда войны – это ловушка. В этот костер ура-патриотической истерии надо постоянно подбрасывать новые военные "дрова". А они дорогие. Война вообще недешевое дело. А тут еще она вызывает западные санкции, которые отбирают у России ресурсы, ухудшают экономическую ситуацию.
Когда здравый смысл победит пропаганду?
- В России фактически живет две политические нации: гомо путинистикус - модернизированный вариант гомо советикус. Таких где-то 30 процентов. Второй народ — русские европейцы, их чуть больше 20 процентов. Остальная половина россиян полностью аполитична, хотя пока более-менее лояльна власти. Гомо путинстикус и русские европейцы - две политически противоположные группы. Хотя граница между ними рыхлая, может двигаться в том или ином направлении. Когда началась ура-патриотическая истерия, русских европейцев стало меньше, гомо путинистикусов — больше.
Если экономическая ситуация в стране продолжит ухудшаться, люди увидят, что хваленые внешние победы ничего не дают, тогда пропагандистский дурман сойдет. Аполитичные поддержат не власть, а русских европейцев, которые ей противостоят.
Пик агрессии был примерно полтора года назад. Сейчас многие отходят, появляются сомнения. Чтобы поддерживать в крови градус патриотического алкоголя, Путин вынужден периодически устраивать военные тревоги. Они консолидируют общество вокруг власти. Но это нельзя делать бесконечно. Романовы начали русско-японскую войну, чтобы укрепить пошатнувшийся трон. А когда Россия начала проигрывать, это наоборот стало детонатором революции. Путин тоже рано или поздно реально получит по башке - и не только санкциями, но и на очередной "маленькой победоносной войне".
Насколько глубокий нынешний конфликт России с Западом? Путин уже потерял своего адвоката, французского президента Олланда.
- Он и дальше будет терять адвокатов, если продолжит себя так вести. Западные политики долго не понимали, с кем имеют дело, что Путин - отмороженный политический бандит. Он сам открыл им глаза на себя.
Когда-то Гитлер тоже испытывал западные демократии на прочность. Начал с Австрии — Англия и Франция съели, Чехословакию — съели. Думал, и Польшу простят. Когда Англия и Франция все же объявили ему войну – он искреннее возмущался. Путин тоже возмущается, когда Запад начинает давать ему отпор. Думаю, у него с этим все еще впереди. Политика западных стран по отношению к путинскому режиму будет ужесточаться.
Почему на Западе есть страны, которые хотят отменить санкции против России?
- В мире огромную роль играют классовые интересы. Путинское окружение для части западной буржуазной элиты - классово близкие люди, крупные собственники, партнеры. Для некоторых предпринимателей прибыль важнее всего. Если им выгодно делать бизнес с путинскими олигархами, они закрывают глаза на политические риски, а уж тем более на страдания украинского народа. Россиские олигархи и коррупционеры вкладывают большие деньги на Западе. Многим там это приносит прибыль, поэтому активы преступной олигархии до сих пор не заморожены ни в Европе, ни в Америке.
Среди обычных европейцев перелом в сознании произошел. Большинство плохо относится к путинскому режиму, сочувствует Украине. Боятся войны, не хотят ее. Видят, что именно Путин несет эту угрозу.
В Европе мощная российская пропаганда?
- Она эффективно работает на русскоязычное население. Это прежде всего государственные телеканалы. Немцы на это редко ведутся. Телеканал Russia Today не очень популярен в Европе. Западные люди понимают, что это — не СМИ, а пропагандистский машина оболванивания. Его смотрит маргинальная публика, которая верит в теории заговора, обижена на европейские власти, ненавидит США.
После бомбардировок российской авиацией сирийского города Алеппо в Европе начали называть власть РФ "военными преступниками".
- Запад медленно, но раскачивается. Все зависит от Путина. Если бы он пошел на уступки, то его бы простили. Для снижения угрозы войны и из экономических соображений. Запад будет действовать исходя из того, что делает Россия. Если Путин будет наглеть — Запад отреагирует соответственно.
Из-за бомбардировок Алеппо возможны новые санкции?
- До этого пока далеко. Но, с другой стороны, о смягчении санкций речь тоже не идет.
Американцы парализованы предвыборной компанией. Инаугурация нового президента будет в январе. Нет смысла ждать от них каких-то действий раньше.
Нормандский формат переговоров себя не изжил?
- Этот формат изначально тупиковый. С каждым днем становится очевиднее, что он не приведет к миру.
Единственное, в чем можно быть уверенным: пока Путин у власти, он будет продолжать агрессию против Украины, пытаться свергнуть киевскую власть с помощью внутренних провокаций или новых военных интервенций. Состояние "ни войны, ни мира" будет еще долго.
В следующем году у главных геополитических игроков - США, Германии и Франции - будут новые руководители.
- Позиция Меркель не идеальна. Но в Германии нет политиков, которые противостояли бы путинской агрессии жестче и последовательней, чем она. Ее партнеры по коалиции, социал-демократы, мягче к Путину, Христианский социальный союз — еще мягче.
Во Франции ситуация тоже сложная. Не знаю, какие шансы на победу у Николя Саркози (президент в 2007-2012 годах. – Краина). Но он такой же купленный Путиным агент, как Герхард Шредер (федеральный канцлер ФРГ в 1998-2005 годах. – Країна) или Сильвио Берлускони (бывший премьер-министр Италии. – Країна).
Российские эксперты говорят, что в следующем году досрочные президентские выборы могут пройти и в РФ и Путин может отдать свое кресло какому-нибудь из своих приспешников.
- Я в это не верю. Помните, как Путин плакал на митинге после последних президентских выборов, когда вернул себе формальный статус первого лица (фактически он его и не терял). Как маленькая девочка, которая наконец нашла любимую потерянную куклу. Он больше никогда никому не отдаст власть даже понарошку, как в прошлом Медведеву.
Он все-таки стареет, у него подорванная международная репутация. Если бы опять решился пусть чисто формально отдать власть, риск не получить ее назад был бы очень высок. Плюс есть угроза его личной безопасности. Путин, потеряв власть, может со временем оказаться в международном суде, как Милошевич. Поэтому он будет держаться за свое кресло до конца.
Комментарии