О ситуации в Российской Федерации и возможных сценариях ее будущего рассуждает финансист Андрей Мовчан.
Внешне кажется, что экономическая ситуация в России стабилизировалась. Рубль укрепился, резервы не тратятся. Что за этим стоит?
- В России постепенно развивается системный кризис принятой модели экономики. Эта модель, основанная на централизации ренты и ее распределении в обмен на лояльность, долго поддерживалась высокой ценой на нефть и завышенными ожиданиями населения от обещаемых реформ.
Такая экономика ожиданий и цена на нефть удерживали страну до 2012 года. Первый кризис доверия случился, когда состоялась передача власти (президентом в третий раз, после четырехлетнего перерыва на премьерство, стал Владимир Путин. - "Країна"). Среди широкого класса экономических агентов, ожидавших серьезных шагов по децентрализации экономики, возникло серьезное разочарование. Они считали, что подобная передача власти нарушает базовые правила, и как следствие - надежда на демократизацию страны, повышение уровня законности и качества законов становится призрачной. Их недовольство выразилось в постепенном росте оттока капитала из России, сокращении бизнес-активности.
Кризис обострился в прошлом году - с обвалом мировых цен на нефть. Нефтедолларов в страну стало приходить гораздо меньше. Шок вызвал страх, а тот - уменьшение потребления. Из этого последовало резкое падение импорта. Он просел так, что даже на фоне значительного сокращения экспорта у России сейчас позитивное сальдо торгового баланса. В последние годы, в том числе потому, что власть перенаправляла большую часть нефтяных доходов на конечное потребление, страна потребляла с излишком, а в развитие почти не инвестировала. Импорта было очень много и общество привыкло перепотреблять. Теперь потребление сильно корректируется, и падение будет продолжаться. Однако это не вызовет потрясений. Доход на душу населения в России все еще втрое больше, чем в Украине. В Москве он составляет 30 тысяч долларов в год - как в западном Берлине. Но ползучий кризис продолжается и медленно давит экономику. Реальное удушье Россия почувствует через пять-шесть лет, когда станут исчерпываться резервы.
В чем главная проблема?
- Проблем три. Первая - в неэффективности бюджетной политики и слишком большой нагрузке на бюджет при непропорциональной доле доходов от углеводородов. Бизнес, который мог бы обеспечить поступления в бюджет, стремительно сокращается с в общем то не высоких докризисных уровней. Государственные монстры - монополии и масштабные госпрограммы - тратят деньги неэффективно. В стране огромное количество федеральных служащих: по некоторым ведомствам их доля в населении выше среднемировой в разы. Многие сервисы, которые в развитом мире оплачиваются населением, в России финансируются бюджетами. Рост зарплат государственных служащих сильно опережал рост экономики в последние годы. Теперь образовался дисбаланс, который не устранить без серьезного сокращения реальных выплат. Основная масса населения вернулась в 2009 год, и движется в 2003-2004-й.
Так было с Советским Союзом. Основной шок пришелся на конец 1970-х - после масштабного снижения цен на нефть. СССР хватило резервов примерно на 10 лет. России резервов хватит тоже на годы, но они - не бесконечны.
Теоретически, Россия могла бы начать активно перестраивать экономику, заручившись кредитами и инвестициями от крупнейших мировых игроков. Но тут всплывает вторая проблема - стратегическое нежелание руководства страны менять модель, позволяющую концентрировать все финансовые потоки в своих руках. Без дисконцентрации невозможно развитие бизнеса. Ну, а даже если бы решение созрело, Россия столкнулась бы с третьей проблемой: находясь в конфронтации с ключевыми странами, она лишила себя возможности эффективного привлечения кредитов и инвестиций. Даже внешне нейтральный Китай де-факто поддерживает курс мировых лидеров на эту изоляцию. Хотя на уровне мелких проектов, и в основном бесплатно для себя, готов с Россией сотрудничать.
Что может выйти из союза Москвы с Пекином?
- Разговоры о том, что Россия от Америки и ЕС развернулась к Китаю - сказки для необразованных. Баланс торговли РФ со Штатами и Европой составляет более 500 миллиардов долларов. Торговый баланс с Китаем - около 80. Россия представляет собой 2 процента торгового баланса Китая и 1 процент - торгового баланса Азиатско-тихоокеанского региона. При этом торговый оборот Китая с ЕС и США превышает 2 триллиона долларов - эту цифру нельзя даже сравнивать с российско-китайской.
Пекин смотрит на Россию как на источник углеводородов и другого сырья, территорию транзита для Шелкового пути и потенциально зависимую от себя территорию. Но не как на партнера. Он не будет портить отношения с США ради интересов России. Та же история с газопроводом "Силы Сибири". Его китайцы предлагают нам строить за свой счет. Это ясно показывает - и на чьей стороне преимущество, и кто будет получать выгоду от этих отношений.
С другой стороны, наш товарооборот с Европой не падает, а наша зависимость от экспорта углеводородов в Европу растет. Зато их потребность - снижается. Относительно продуктовых санкций: Европа не стала нам меньше продавать. Просто товары пошли другими каналами - через посредников, даже контрабандой. Появились "белорусская" креветка, "турецкая" дорадо (рыбный деликатес в странах Средиземноморья. - "Країна"). Экономика - не политика, ее нельзя поменять по воле власти. Россия как минимум десятилетия останется интегральной частью экономики развитого мира и прежде всего - европейской.
Золотовалютные резервы медленно опустошаются.
- Теперь они составляют 360 миллиардов долларов. Шок стоил России 50-60 миллиардов. За весь кризис, с начала 2012 года, мы проели приблизительно 150. В состоянии постшока будем проедать в год миллиардов по 30. Цена на нефть недавно была немного выше, чем все ожидали. Сейчас цена стабилизировалась, но может как подрасти, так и упасть. Каждый доллар к ее стоимости будет возвращать России по 2-3 миллиарда в резерв, каждый доллар минус - отнимать. Но из-за экономической депрессивности в этом году будем терять производство, и это будет негативно влиять на резервы. Если будем проедать по 30 миллиардов ежегодно, то за восемь лет резервы уменьшатся критически. Если терять по 50 миллиардов, то критический уровень наступит через пять лет. Все равно концу быть. Разве что состоятся структурные реформы или Россия станет зависимой от Китая.
Много говорят не только об упадке, но и о возможном распаде России. Уже года через два.
- Российская экономика слабо структурированная, архаичная и стойкая - как и украинская. До Майдана ВВП на душу населения в Украине держалось на уровне 4 тысяч долларов на протяжении 10 лет. России до такого уровня идти лет 10 (в 2014 году ВВП на душу населения в РФ составлял чуть менее $14 тыс. - "Країна"). Архаичные экономики достаточно живучи, потому что просты и имеют хорошие механизмы регуляции - падение потребления, высокий уровень волатильности (колебания. - "Країна") валют, резкое снижение социального бремени и прочее. Поэтому говорить о крахе, распаде России не стоит. Этот сценарий крайне маловероятен в ближайшем десятилетии. Если же все-таки фантазировать о том, что может к нему привести, то, скорее всего, возможны два сценария катастрофы.
Первый - левый переворот. С изменением фамилии №1 или и без - не важно. Сам Путин может сказать, что "теперь у нас социализм и мобилизация, мы строим новое государство". В этих условиях Россия выживет несколько лет, пока не придет в состояние Венесуэлы. А дальше наступят 1990-е: падение в бездну.
Второй сценарий - региональный. Местные элиты сегодня ориентируются на центр, как на источник денег. Как только у Москвы не будет чем платить за лояльность, регионы начнут искать другой центр, который им заплатит - у них просто выбора не будет. Появятся сепаратистские настроения не только в традиционных местах на Северном Кавказе. Включится аналогичный механизм в Калининграде, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, возможно - даже в Карелии.
Такой распад очень маловероятен пока, и процесс его непредсказуем, мы видели как это происходило, скажем, в Югославии. Но все же в России, уж если он наступит, велика вероятность мирного развития событий: есть опыт распада СССР, за процессом будут стоять могущественные бенефициары типа Китая и ЕС. Сейчас в Кремле прагматичные люди. Думают, как сохранить власть и себя.
Россия могла бы жить лучше - с такими-то природными богатствами.
- Возможно, но это противоречило бы существующей модели "рыночного феодализма" и централизации власти. Если регион развился, там появилось много бизнеса, хороший товарооборот, то в один момент местные предприниматели скажут: "Мы хотим своего губернатора", и легко смогут его выдвинуть. За кремлевского ставленника никто не будет голосовать, потому что Кремль будет рассматриваться не как спонсор, а как сборщик налогов. А когда все сидят на игле распределения государственного бюджета, то вынуждены быть лояльными к центру. Ведь брать средства больше негде. Поэтому диктатуры и авторитарные режимы не любят бизнес. Их стихия - централизация, рента, феодальные отношения. Все просто, удобно, ясно и предсказуемо.
Украинская экономика стабилизировалась. Говорят, дно пройдено и с 2016-го начнется рост.
- В прошлом году я думал, что в Украине вероятен польский сценарий (быстрые реформы. - "шоковая терапия". - "Країна"). Теперь понятно, что этого не будет. И не из-за войны. Просто у общества не оказалось воли к быстрому и активному движению вперед. Украина продолжает выглядеть как кривое зеркало России, но без нефти. Война - это страшное зло и удар по Украине, но еще хуже то, что она используется как оправдание проблем, как прикрытие бездействия.
Кредит доверия международного сообщества к Украине начинает уменьшаться, а к России, как ни парадоксально - наоборот расти. Путин почти в открытую говорит, что готов подписать новый пакт Молотова-Риббентропа. И европейцы отвечают на это: "Мы должны разговаривать". Украинцам надо наконец понять, что сложившаяся ситуация - и война на Донбассе, и Крым, и экономический провал в Украине - по-своему выгодна всем крупным силам, которые влияют на положение дел. Только украинскому народу все это не выгодно. Поэтому выбираться надо своими силами, быстрыми структурными реформами, точными действиями, ведущими к улучшению бизнес-климата, к приходу инвестиций.
Почему вы считаете, что Украине лучше создать союз с Польшей и другими близкими к нам странами, а не вступать в Евросоюз?
- У условного западно-славянского союза большие экономические перспективы, чем у ЕС. Украина, Польша, Литва, Латвия, Беларусь, Молдова, Румыния, Болгария. Я бы еще добавил в будущем Россию и возможно - ряд стран центральной Европы: Чехию, Словакию, Венгрию, Сербию. Даже Грецию - все возможно. Вместе это - почти 300 миллионов граждан, выход к Балтийскому, Черному, Северному морям, важнейшая часть транзита "Восток-Запад", огромный потенциал для экономического развития. Страны Восточной Европы, которых членство в Евросоюзе обрекает на весь спектр проблем периферийного государства при сильном центре, в таком союзе могли бы развиваться существенно более сбалансированно. Но для создания такого союза должны произойти большие изменения - в первую очередь в Украине и в России.
С другой стороны, я не верю в Украину в Евросоюзе. Уровень ВВП Греции в несколько раз выше, и тем не менее с ней большие проблемы. Украину же ЕС не переварит.
При каких условиях между Украиной и Россией может наступить потепление?
- Это вопрос поколений - народы менее злопамятны, чем люди. Отношения между Польшей и Россией сейчас нормальные - невзирая на то, что ХІХ и ХХ века окрашены большой кровью. Отношения между Германией и Израилем в настоящее время прекрасны - после Холокоста. Греция и Турция спокойно сотрудничают. Даже на Кипре отношения между севером и югом постепенно строятся. Так же между Украиной и Россией отношения станут нормальными. Но - спустя годы, возможно — десятилетия.
К сожалению, хоть это нечестно и незаконно, но вопрос с Крымом решен. Даже если отношения между странами улучшатся и в теории возврат полуострова будет возможен, на практике его жители уже будут настолько интегрированы в Россию, что возврат явно будет противоречить их интересам. Я думаю, Украине будет уместно вести разговор о денежной компенсации за территорию. И Россия готова будет платить.
За войну и разруху на Донбассе тоже заплатит?
- Об этом даже говорить рано, потому что кто будет восстанавливать Донбасс и когда - пока что совершенно не понятно. Возможно, ситуация застынет на десятилетия, Донбасс превратится в "ничейную землю".
Комментарии
1