— Для населения нужно вернуть цену на газ — 3600 гривен за тысячу кубометров. Тогда удастся уменьшить количество получателей субсидий до 10–15 процентов. Потому что в новой стоимости голубого топлива — 6879 гривен — заложили дополнительный налог. Одна половина населения будет вынуждена платить его, чтобы второй назначили субсидию, — говорит бывший министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко, 55 лет.
Чиновники гордятся выделенными на субсидии миллиардами гривен. Но эта система не побуждает экономить.
— Людям бросают огромные средства — 50 миллиардов гривен. И говорят: "Вам ничего не нужно делать, мы все компенсируем. Главное — не выступайте".
Страна, где половина населения получает субсидии, не имеет будущего. Эти деньги людям и не пойдут. Они попадают в Нефтегаз, энергетические компании. А что от этого будут иметь теплокоммунэнерго с дырявыми трубами? Модернизируют котлы, счетчики появятся, утеплят дома? Нет, этого не случится. Благодаря такой ценовой политике на газ, энергомодернизацию домов не просто консервируют, а загоняют в тупик.
В сущности, субсидиями купили бедную часть населения. В частности, пенсионеров. Но молодежи, среднему, малому бизнесу придется платить за это. И пусть они своим родителям, дедушкам рассказывают: "Чтобы у тебя была субсидия, должен отдать за это свои деньги".
Цена на газ — это главный фактор повышения тарифов на отопление, горячее водоснабжение. С 1 сентября подорожает электричество. У нас цена будет на 20–25 процентов выше, чем в Венгрии, Словакии, Польше, Румынии. Это приведет к подорожанию воды. Отразится на себестоимости любой продукции.
Стоит ли заменить субсидии адресной помощью?
— Это можно реализовать, если субсидии будут получать не более 10 процентов населения. А не половина. Адресная помощь должна быть целевая. Предназначенная для конкретной цели — например, на утепление дома. Если дать деньги, люди могут пустить их на что-то другое.
С назначением льгот нужно быть осторожными. Пример — американская программа помощи матерям-одиночкам. Хотели как лучше. Но теперь многие женщины официально не выходят замуж, потому что финансово выгоднее быть одиночками. 30 лет американское правительство не знает, как решить эту проблему.
В чем заключается огромный негатив наших субсидий? На них легко подсесть. А затем их никто у людей не заберет. Зимой опять будут открывать окна, выжигать нормы газа. Кое-кто говорит — наступил коммунизм. В конце отопительного сезона оказалось, что государство должно людям по 3–7 тысяч. И они будут требовать эти деньги.
Для кого газ должен быть дороже — для населения или промышленности?
— В условиях настоящей рыночной экономики, с реальными рыночными зарплатами, цена газа для промышленности должна быть ниже. Потому что это оптовый покупатель. Население — розница. Но в Украине никогда не было рыночной экономики.
Новую стоимость газа установили с нарушением всех процедур. Никакие разговоры о рыночности цены не выдерживают критики из-за неопровержимого факта — у нас нет рынка газа. Нигде, кроме Нефтегаза, бытовой потребитель не может купить этот вид топлива. Любая привязка к цене на немецком хабе (международная площадка для торговли газом. — ГПУ) плюс транзит не выдерживают критики по двум причинам. Во-первых, привязали ли доходы населения к этому хабу? Во-вторых, додумались туда еще и транзит включить — из Германии и назад, когда подавляющее большинство населения использует украинский газ.
В правительстве говорят, что увеличение собственной добычи поможет снизить цену для населения. Это действительно так?
— Я был главой наблюдательного совета Полтавского горно-обогатительного комбината, президентом КрАЗа. И знаю, что никакое производство не готово сразу в пять раз увеличить свою мощность. Даже если на это дадут впятеро больше денег. А люди, техника, подрядчики, инфраструктура? Просто так не бывает.
Газ в мире сейчас дешевеет, умные страны консервируют собственные скважины. Покупают его там, где стоит меньше. А у нас руководитель Укргаздобычи говорит: "Дайте мне 150 миллиардов — и я вам добуду дополнительные пять миллиардов кубов газа за пять лет". Нужны ли они нам по такой цене? Лучше направить эти деньги на утепление домов, установить везде счетчики. Тогда удалось бы навсегда сэкономить 7 миллиардов кубов газа.
Достаточно снизить ренту Укргаздобыче, говорят эксперты. Правительство пойдет на это?
— В каждой гривне в счете — 52 копейки налога. А может, будет достаточно 15 копеек? Тогда действительно можно было бы уменьшить стоимость газа для населения на треть. Я не знаю страны, где еще установлена такая высокая рента для собственной газодобывающей компании.
Раньше в государстве был курс на газификацию. Прежнее правительство призывало переходить на электрокотлы. Сейчас говорят о дровах, пеллетах. Почему государство до сих пор не имеет стратегии относительно видов отопления — какие мы развиваем, какие максимально сокращаем?
— Когда я был министром, приняли государственную программу модернизации теплокоммунэнерго. Начали разрабатывать региональные программы аудита всех котлов, баланса биоресурсов. Чтобы понять, какие мощности линий электропередач, что можно там взять. Когда призывают всех переходить на электроотопление — это глупости. Потому что имеем единую энергосистему. Это связано с режимами работы генерирующих мощностей, передающих и тому подобное. Все нужно считать. Биотопливо, если оно возобновляемое, это — одно. А если вырубили все, что можно, — такого нельзя допускать.
Стратегия нужна. Но для этого нужно и стратегическое правительство. Поведение теперешнего — противоположное. Потребителя лишили права выбирать предоставителя услуг. Особенно по теплу, воде — это должна была бы быть конкурентная среда. Но от апреля 2014 года эту услугу может предоставлять только монополист.
Базовый принцип закона о жилищно-коммунальных услугах — они должны быть доступными. Технически и экономически. Сегодня правительство сделало их недоступными.
С чего должна начаться реформа жилищно-коммунального хозяйства?
— Половина многоквартирных домов — без газовых счетчиков. Люди, которые проживают в домах со счетчиками, платят где-то в 1,5 раза меньше коммунальных. Это фактическое подтверждение, что тариф на центральное отопление все последние годы был завышен. И там украдены огромные деньги. Именно поэтому не ставили счетчики. И продолжают саботировать это. Еще два года назад можно было прибегнуть к жестким мерам и за год забыть об этой проблеме. Но есть группы, которым выгодно не иметь учета. Это — владельцы облгазов, энергетические компании, Нефтегаз.
В каждом доме должен стоять тепловой счетчик — чтобы люди понимали, что они потребляют. Счетчик не экономит энергию. Он экономит средства — не дает красть. Нужны индивидуальные тепловые пункты, которые дают возможность регулировать и потреблять тепло, сколько нам нужно. В доме оно превращается в услугу центрального отопления. Чтобы была качественной, следует модернизировать внутридомовую сеть. Сделать баланс гидравлической системы, чтобы дом равномерно отапливался. Дальше можно менять окна, ремонтировать крыши, подъезды, подвалы. Делать все нужно комплексно.
Без государственной поддержки этот процесс не пойдет. Возьмем Литву. Кредиты на модернизацию там давали на 15 лет под пять процентов. А не под 25 — как в Украине. Реформа, по опыту Литвы, стоит 100 евро на метр квадратный. Стоимость комплексной модернизации 3-комнатной квартиры — 180 тысяч гривен.
Имеет четырех сыновей
Алексей Кучеренко родился в Виннице. Закончил факультет кибернетики Киевского университета им. Шевченко.
Был министром по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в 2007–2010 годах. Народный депутат трех созывов. Возглавлял наблюдательный совет Полтавского горно-обогатительного комбината, работал президентом компании "АвтоКрАЗ". В июне 2000-го Кучеренко назначили губернатором Запорожской области. Должность занимал до марта 2001 года.
Любимые книжки — "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Экс-министр активно пользуется соцсетями. Зарегистрирован в нескольких сообществах по энергосбережению, управлению жильем.
Увлекается рыбалкой и футболом. Воспитывает четырех сыновей. Младшему — 8 лет. Старший пойдет в восьмой класс. Двойняшки — в седьмой.
— С их матерью мы разведены, но мальчики проводят время со мной. Иногда ругаю. Но они по глазам видят, что люблю их. Требовательно отношусь к внешнему виду сыновей. Объясняю, какой должна быть длина брюк, как подбирать галстук, рубашку. Говорю, что обувь должна быть чистой, — рассказывает Кучеренко.
Комментарии