— Единого реестра социальных выплат в Украине нет. Поэтому назвать точное количество льготников трудно. Социальные выплаты получают от 12 до 20 миллионов украинцев, — говорит экономист Борис Кушнирук, 50 лет.
— Когда Павел Розенко стал министром соцполитики, говорил с ним о реестре. Спрашивал, сколько денег нужно на его создание. Он называл сумму 60 миллионов гривен. Сейчас речь о 300. Льготы в форме бесплатных услуг дают возможности для злоупотреблений. Как определить, сколько льготников в действительности проехали в автобусе или троллейбусе? Считают по какому-то коэффициенту. Перевозчики дадут больше взятки, получат компенсацию повыше. От замены льгот денежной помощью в первую очередь выиграет бюджет. Сократятся расходы. Станет понятно, кто получает льготы и почему. Окажется полно "мертвых душ".
Деньги нужно распределять так, чтобы помощь получали самые бедые. Или предлагать льготы на определенных условиях. Например — дадим субсидию, если приобретете энергоэффективные лампочки, твердотопливный котел. Нужно помогать не по категориям: многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры. А индивидуально — тем, кто нуждается. Бесплатный проезд сейчас действует только для горожан. Пенсионеры, которые живут в селе, редко пользуются им. Порошенко, Ющенко — многодетные отцы. Тоже будут претендовать на льготы? Знаю ситуации, когда жены миллионеров получают помощь при рождении ребенка.
Проще всего монетизировать проезд в общественном транспорте. Например, льготники платят половину стоимости проезда. Тогда будет понятно, сколько людей пользуются этим. И перевозчики не будут в убытке, потому что будут возить льготников за половину стоимости. Мы — бедная страна, а пытаемся помочь всем. Как можно давать льготы половине населения? На Западе помощь выделяют ограниченному количеству людей. Для малообеспеченных организуют бесплатное питание в специальных столовых, выдают продуктовые наборы.
Комментарии