51-летний Валерий Ворона из города Умань Черкасской области отдал мошенникам 5 тыс. грн.
— Год назад я получил письмо от издательства "Ридерз Дайджест". В конверте — много ярких бумажек. И на каждой написано: "Вы в числе трех претендентов на главный приз — 100 тысяч гривен". Для регистрации нужно было выслать на их счет 100 гривен. Я послал.
Через несколько недель Валерий получил следующее письмо. Ему предлагали приобрести книги из каталога. Это якобы должно было укрепить шансы на выигрыш. Он заказал издание о пчеловодстве и энциклопедии. В целом на 500 грн. Вскоре получил посылку. А в ней — приглашение купить еще литературы, опять на 500 грн.
— Потом написали, что приз уже гарантированно мой, — достает из конвертов яркие листы. — Но пока еще забирать его не рекомендуют. Потому что тогда в придачу к 100 тысячам гривен я могу получить суперприз — машину.
И предложили опять купить книги. Теперь на 1000 грн.
Через несколько месяцев мужчине сообщили в письме: он выиграл автомобиль от издательства. А, чтобы не сомневался, прислали ключ.
— Я уже видел себя за рулем нового " ланоса" и с пачками налички, — рассказывает обманутый. — Но нужно было заказать еще литературы. Потом поддержать финансово команду специалистов, которые работали на мою победу.
За год уманец отправил "Ридерз Дайджест" около 5 тыс. грн. Но денежный выигрыш и авто не получил. Издательство перестало отвечать на запросы. Отыскать его по адресу Валерий не смог: на конвертах был указан лишь абонентский ящик. Этим летом он побывал на книжном рынке возле столичной станции метро Петровка.
Энциклопедии, за которые я платил 200–300 гривен, на базаре стоят от 90
— Энциклопедии, за которые я платил 200–300 гривен, на базаре стоят от 90. Выходит, одурачили меня.
Похожая история произошла с жительницей столичного жилмассива Теремки Аллой Кожуховой, 44 года. Компания "Имидж плюс" письмом поздравила ее с выигрышем 250 тыс. грн. Чтобы получить его, нужно было заказать зубную пасту, кремы и мази на 150 грн. После первого заказа посоветовали еще сделать покупку. Тюбик зубной пасты — 32 грн, крем для ног — от 40. Средства известных марок в магазинах стоят втрое дешевле. В надежде на приз женщина потратила около 1000 грн. И тоже не получила вознаграждения.
— Обманщики применяют так называемый агрессивный маркетинг, — объясняет столичный психолог Людмила Пересунько, 47 лет. — Цель — навязать товар или услугу. Есть типичные приемы. Например, клиента выделяют в касту избранных. Для этого используют фразы наподобие "специальное предложение только для Вас". Дальше убеждают в легкости получения приза. Всегда применяют индивидуализацию — присваивают персональный номер участника. Отмечают важность письма надписями, например "строго конфиденциально", "не подлежит разглашению", "лично в руки". Эти приемы облегчают виманивание денег.
Адреса жертв несложно узнать в Интернете. Базы данных обо всех гражданах страны с указанием местожительства, паспортных данных и тому подобного есть у налоговиков, милиции и судов. Эту информацию продают из-под полы на книжных рынках. Большинство горожан знают о доступности таких источников. Поэтому не покупаются на приманки мошенников. Письма с сообщениями о выигрыше рассылают преимущественно жителям сел и малых городов.
Комментарии
1