В начале ноября Нацбанк обязал банки продавать валюту по официальному курсу. За несколько дней наличные доллары и евро исчезли из обменников. На базарах и вокзалах столицы появились валютные менялы. Цены — выше банковских. Зато купить можно сколько угодно.
На радиорынке возле железнодорожной платформы Караваевы Дачи их заметно издалека. Держат пачки денег.
— 8,3 и 10, — отвечают на вопрос, почем доллар и евро.
Такой же курс и у менял, которые стоят на рынке жилмассива Виноградарь. Один, крепкий чернявый мужчина лет 40 в кожанке, представляется Василием. Сознается, что валюту берет на сельхозпредприятии. Выручку делят пополам с директором.
— У них там несколько счетов в разных валютах, — объясняет. — Доход имеют на махинациях с налогом на добавленную стоимость. По бумагам якобы экспортируют пшеницу за границу. Получают из госбюджета 20 процентов от суммы фиктивного соглашения. За два года насобирали хорошую сумму. Гривни сразу меняли на доллары, евро и клали их на секретный счет в банке. Теперь выдают эти деньги в продажу.
Ежедневно Василий выносит на рынок $4–6 тыс. Несколько дней брал и по $10 тыс.
— Если стоять с шести утра допоздна, можно сбыть и большую сумму, — заверяет. — А что? Думаете, кто-то теперь будет такой глупый, что положит свои кровные на счет в банке? Их же тогда не заберешь. Все меняют на валюту.
Разговор слушает 47-летний Виктор. Рассказывает, что дефицитную валюту берет в банке.
— Никаких связей для этого дела не нужно. Договариваетесь с кассиршей — и покупаете себе. Немного доплачиваете, чтобы девушке была "премия" к зарплате. Схема простая. Вот, например, кто-то сдает банку 100 долларов. Их покупают по своему курсу. Кассирша кладет деньги себе в сумочку, а по кассе оформляет продажу. Потом к ней подхожу я и забираю несколько тысяч. Доплачиваю ей по 20 копеек за доллар. Ее начальство в курсе. Оно тоже получает свой процент. Вот только не называйте меня менялой. Я брокер.
На каждом долларе менялы имеют не меньше 50 коп. За день в среднем зарабатывают по 2,5 тыс. грн. Говорят, друг другу не мешают.
За проезд 300 метров до метро столичные таксисты просят 50 гривен
— Спрос такой, что вместе с трудом удовлетворяем. Все, кто забрал свои вклады из банка, сразу бегут менять их на доллары. Теперь правительство горячится, закручивает гайки, пытаются содрать побольше налогов. Все бизнесы, которые работают с прибылью, идут в тень. Увидите, что и сами банки перейдут на черный рынок.
Возле столичного универмага "Украина" тоже работают менялы — как и в начале 1990-х. Стоять на улице не осмеливаются. Обмен устраивают в припаркованных перед "Украиной" легковушках. Клиентов к ним направляют охранники универмага. Один из них, 49-летний Петр Иванович, показывает на белую "ладу".
— Там внутри сидят две женщины, — говорит Петр. — Узнай, почем они продают. Если не подойдет, поведу вас к другой машине. За магазином их тоже много стоит.
— Садитесь на заднее сиденье, — 50-летняя Вера не спешит называть курс.
Она с напарницей сидят на передних сиденьях. Через плечо — кожаная сумка. Под ногами термос.
— 7,75, — наконец сообщает курс. То есть за сто долларов нужно заплатить 775 грн. Это на 5 гривен дешевле, чем в обменнике напротив входа в универмаг.
— За раз можем вам поменять не больше двух тысяч долларов, — просит показать наличность. Говорим, что гривни нужно забрать из машины, и выходим. Охранник Петр Иванович не отходит от "лады".
— Ну шо, поменял? Слушай, помоги на бутылку. Холодно на улице. И начальство поразбегалось. Выпить бы...
На Центральном автовокзале столицы валюту продают таксисты. Два десятка мужчин ежедневно выжидают пассажиров. За проезд до ближайшей станции метро, в 300 м от автовокзала, не моргнув глазом просят 50 грн. Объясняют, что такая такса. Доллар у них тоже дорогой — по 8,50.
— Это курс для приезжих. Вываливается какая-нибудь бабка — и ходу доллары менять, — смеется таксист Александр, 39 лет. — В какой-то Передерипуповке долларов нет. А из телевизора бабка слышала, что в банках долларов нет, а цена растет. Киева она не знает, чтобы более дешево валюту найти. Да и обворовать могут. Такие бабки без проблем берут доллар и по 9 гривен.
— Нацбанк нам удружил, — говорит Александр. — Его "антикризисные" меры загнали валюту на черный рынок. Там такие лохи бестолковые сидят, что от их указов только черный рынок в выигрыше.
Доллары меняла привозит из Беларуси.
— На одном долларе я зарабатываю больше гривни. В Беларуси немного повысили цены на продукты питания, но такой паники за долларом нет. Вот и имеете разницу в курсе.
Валюту в настоящее время продают в салонах легковых авто, потому что на менял охотятся убоповцы, объясняет Александр. На прошлой неделе вечером его задержали. Отпустили на следующее утро.
— Я на них зла не держу, потому что им разнарядка такая — ловить, — разводит руками. — Но нормальные люди всегда смогут договориться.
О доходах Александр говорить не хочет. Говорит, недавно переселился в Кончу-Заспу, самую дорогую околицу столицы. Обменом долларов хочет заработать на мебель.
— Нужно как-то три этажа обставить.
Комментарии
1