- Чтобы сейчас открыть фабрику по пошиву шуб, надо вложить до 500 тысяч долларов. Оборудование можно купить китайское. Но при нынешней ситуации вряд ли удастся что-то сделать. Я впервые попал на Копенгагенский пушной аукцион в 1995 году. Более 50 процентов покупателей были греки. Сейчас на всех мировых аукционах до 80 процентов – китайцы. Они работают на свой внутренний рынок. У них достаточно богатых покупателей. А в Украине почти уничтожен средний класс, - говорит 58-летний Виктор Антоненко, генеральный директор черкасской меховой фабрики "Ант". Предприятию 28 лет.
- Я начинал в 1974-ом портным в бригаде, которая занималась кожей и мехом. Потом учился на закройщика, дизайнера. Зарегистрировал пушной кооператив "Современник". Было очень тяжело. Использовали дешевое сырье - покупали у людей мех кролика и нутрий. Тогда было запрещено иметь дело с пушными хозяйствами. Фабрика все 28 лет работает под своей торговой маркой. Хотя и предлагали шить шубы под греческой или итальянской - отказались.
Тяжелее всего было во время кризиса 1998 года. Тогда продавали свою продукцию в Москву. Предприятие, с которым работали, закрылось. Не могли вернуть ни шубы, ни деньги за них.
Сейчас уменьшается количество покупателей. Выполняем больше индивидуальных заказов. Людей с нестандартными фигурами много. Например, кому-то понравилась модель, а цвет - не к лицу. В сентябре было 70 процентов индивидуальных заказов. Имеем более дешевый товар - шубы из рыжей лисы, каракуля. С дорогими мехами не работаем. Есть желание попробовать. Но для этого нужны большие инвестиции.
Несколько раз открывали магазины в Киеве. Они работали как наша реклама. При том недешевая. Там дорогая аренда, а еще надо интерьер оформить, подобрать персонал. Люди приходили в магазин, мерили шубы, а покупать ехали в Черкассы. Так дешевле и можно было по индивидуальному заказу подобрать модель. Хотя идея развить фирменную торговлю по всей стране осталась.
С конца ноября на фабрике подбирают мех на год. Одну шубу изготовляют 2-2,5 недели.
В Украине есть предприятия, где выращивают меховых зверей. С каждым годом качество меха лучше. Почти все хозяйства продают мех на мировых аукционах в Европе, Северной Америке. Когда покупаем шкуры в Украине, то едем к ним и сами отбираем. Надо выбрать шкуры по цвету и размеру. Это очень тяжелый труд. Можем приезжать несколько дней, пока найдем нужное. Не все владельцы позволяют выбирать. Мы с такими не работаем - легче купить мех на аукционе. В лоте идут подобранные шкуры по цвету и размеру. С ними проще работать, но трудно завозить в страну. Надо платить налог. Сырье становится вдвое дороже, чем то, которое производят в Украине. Каракуль покупаем в Молдове. У меня там товарищ занимается заготовкой. Я еду к нему, живу неделю. Сам перебираю шкуры. Закупаю года на два.
Сначала дубили шкуры во Франции и Италии. Впоследствии наши тоже научились. Работали с Донецком. Ту фабрику захватили террористы. Хозяин хотел вывезти оборудование, но не удалось.
Чтобы иностранцы ездили в Украину на шопинг-туры за мехом, как в Грецию, нужен мир. До войны у нас были клиенты из-за границы. Сейчас - почти нет. Хотя у нас самая дорогая шуба из норки стоит 52 тысячи гривен. В Европе - от семи до 20 тысяч евро.
Комментарии