Разговоры о том, что в Украине непомерно высокие налоги и поэтому бизнес прячется в тень, в действительности безосновательны. В соседней России уровень налогообложения выше, но там теневые схемы почти не применяют. Здесь дело скорее всего в ментальности. "Зачем платить, если можно не платить?" — думает украинский бизнесмен. И выбирает второе.
Корни этого ментального шаблона кроются, по-видимому, в переломных 1990-х. Тогда после многих лет несвободы все мы вдруг оказались в условиях хаоса и вседозволенности. Того, кто платил налоги, иначе как дураком тогда не называли. Похожую ситуацию наблюдаем и теперь. Не платить налоги многим кажется чуть ли не добродетелью. А государство, которое пытается их получить, называют чуть ли не врагом. Однако в деньгах из бюджетной казны нуждаются не только чиновники, но и учителя, медики и целые отрасли экономики. Суть вопроса явно перевернута с ног на голову. В гражданском обществе государство не враг, а общее достояние, определенный механизм перераспределения средств, регулятор жизни.
Какими низкими не были бы налоги, для бизнеса они будут казаться высокими. Ведь задача любого предпринимателя — получить как можно больше прибыли. Налоговики пообещали предпринимателям вдвое сократить количество проверок. Пошли бизнесу навстречу. Когда в стране кризис, а 50% бизнеса в тени, то есть бюджет недонаполнен в два раза, вряд ли стоит сидеть и ожидать, пока предприниматели осознают: думать только о своем заработке — резать сук, на котором сидишь.
Только в прошлом финансовом году прекратили деятельность 217 конвертационных центров. В среднем каждый из них имел в обороте по меньшей мере 500 млн грн. То есть конвертировали сумму в почти 100 млрд грн, скрытых от налогообложения. Эти деньги украдены из бюджета, из карманов учителей, врачей, пенсионеров и других.
Бюджет нужно наполнить, в том числе и ликвидировав систему конвертационных центров. Благодаря им огромные суммы денег оседают в тени. В этом заключается главная функция налоговой милиции. Тем, кто работает честно и законно, в действительности нечего бояться проверок. Да и передача следователю копий необходимых документов не занимает много времени. А вот тем, кто зарабатывает на теневых схемах, так называемым конвертаторам, налоговая милиция стоит поперек горла.
На днях в журнале "Бизнес" вышла статья "Контр Акт" об отношениях налоговой и бизнеса. Материал изобиловал комментариями "независимых" адвокатов. Каждый из них защищал интересы бизнеса. В конфликте государства с предпринимателями пострадавшей стороной неизменно становился бизнес.
Какой бы ни был Налоговый кодекс, это закон и его нужно выполнять. Проверки налоговой милиции, даже в случае уголовного дела или оперативно-разыскной деятельности, которые имеют целью ликвидировать вредные для экономики конвертационные центры, почему-то называются "давлением на бизнес". А мысль о том, что налоговая милиция якобы не имеет права изымать копию документов без постановления суда, вколачивается в голову предпринимателям. Хотя в результате такого поведения бизнесмены могут только пострадать.
Один юрист наоборот категорически не советует следователям отговаривать налоговую милицию в предоставлении необходимых документов, особенно если идет речь об оперативно-разыскной деятельности или уголовном деле. Он объясняет, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины, с 1 января текущего года выемку оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов проводят лишь по мотивированному постановлению суда, которое выносится с соблюдением порядка, установленного частью 5 ст. 177 этого кодекса, то есть по предварительному согласованию с органами прокуратуры.
Если исходить из анализа положений ст. 178 УПК Украины, то по мотивированному постановлению суда проводят выемку лишь оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов. С этим часть 1 ст. 179 УПК Украины "Обязательность выдачи предметов и документов" устанавливает, что должностные лица и граждане не имеют права отказываться предъявить или выдать документы или их копии или другие предметы, которые требует следователь во время обыска и выемки. Таким образом Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает не только возможность выемки копий документов отмеченных в постановлении следователя, но и обязанность их выдачи или предъявления должностными лицами и гражданами.
Есть два варианта развития ситуации.
Первый, условно назовем его российский или фискальный, когда налоги платят из страха. Система силовых органов держит бизнес в постоянном ощущении давления. Поэтому риск потерять все из-за неуплаченного оказывается слишком высоким.
Второй вариант — гражданское общество. Когда налоги платят не из страха, а из понимания того, что так будет лучше для всех. В том числе и для бизнеса. Когда государство и бизнес перестанут быть врагами, а станут партнерами. Для этого нужны усилия обеих сторон.
Комментарии