Юрий Марчук выращивает спаржу
— В советские времена считали, что спаржа — не еда. Пролетариату нужна картошка, — говорит 54-летний Юрий Марчук. Выращивает плодово-ягодные саженцы и спаржу в селе Русская Поляна Черкасской области.
— Я по образованию инженер-механик. Работал на судоходную компанию, жил на Кипре. Потом переехал в Австралию. Там имел типографию. В 2009-м вернулся в Украину. У моего отца было предприятие в Черкассах — питомник плодовых деревьев "Садовод". Основал его в 1992 году. В 2008-м звонит и говорит: "Мне через полгода 70. Я иду на пенсию. А ты с этим можешь делать, все что хочешь". Спрашиваю: "Что значит — что хочешь? Там 60 гектаров земли". Понадобился год, чтобы продать в Австралии дом с бассейном и бизнес.
Семейное предприятие было в упадке. Пришлось расширять ассортимент саженцев. Должен был спрогнозировать, какие сорта будут востребованы через два-три года. Иначе бы не вернул вложенные деньги. В 2013-м впервые попробовал привезти семена спаржи в Украину. Полтора месяца лежали на таможне, потом их отправили назад. Выяснилось, что этой культуры нет в реестре.
Спаржей засадил 8 гектаров. Первый урожай собрал на третий год. Не знал, выйдет ли что-то. На машине вывезли 350 килограммов в Киев на базар "Столичный". Руководители рынка так удивились нашему товару, что дали лучшее место. Весной планирую засадить спаржей еще 4 гектара. Дальше буду увеличивать по меньшей мере до 40. С гектара можно собрать в сезон максимум 5 тонн спаржи.
— Сбываю урожай в супермаркеты. В "Фоззи" (одна из крупнейших компаний розничной торговли в Украине. — ГПУ) сразу заказали 50 тонн. Мы смогли дать лишь 10, — продолжает Юрий Владимирович.
— Торговых сетей еще немало, и рынок спаржи будет расти. Можно не только свежую в сезон продавать, но и морозить. Импортная спаржа сейчас стоит 350–380 гривен за килограмм. Свою продаю за 150–180 гривен. С гектара зарабатываю минимум 400 тысяч гривен. Следующая по выгодности — земляника. Все другое далеко позади. С гектара кукурузы хороший агроном максимум вытянет 10 тысяч гривен.
Срок реализации спаржи — пять суток. Привезенная из Перу — это уже не спаржа. Она должна быть свежая. А ее везут. Потом еще месяц может лежать в магазине.
Ежегодно местные крадут на предприятии почти тысячу саженцев, потом продают на базарах. Усилил охрану, поставил на поле алюминиевый фургончик. Крестьяне его разобрали. А спаржу никто не берет, — говорит Юрий Марчук.
— Экономическая ситуация в Украине не способствует инвестициям. Чтобы собрать первый урожай спаржи, нужно три года. Никто не хочет вкладывать в такой бизнес деньги. У нас выгодно спекулировать — "купил-продал", а не производить. Даже лопаты нормальной нельзя найти.
Сейчас выгодно выращивать салаты, брокколи. Заниматься ягодничеством. Пробовал сажать малину, клубнику, смородину. Это тяжелый бизнес. Оставил только последнюю, потому что не так хлопотно. Со сбытом проблем нет, очередь стоит из перекупщиков.
Легальным питомникам нельзя производить саженцы и любой посадочный материал, если эти сорта не внесены в государственный реестр. Чтобы туда что-то внести, нужно обломать себе уши и рога. Слива янтарная ожидает с 1973 года. А еще должна пройти сортоиспытания — 10–12 лет. В мире за это время появляются новые сорта, гибриды. Государству следует отстраниться от этого. Время идет вперед, потребитель хочет нового. Мы пасем задних из-за бюрократических барьеров. Крупные мировые компании просто платят, чтобы их сорта регистрировали.
Всегда удивлялся, когда заходил в магазин в Европе. Миллион сортов колбас, сыров, пива. Это все производится на маленьких семейных фермах. В Бельгии размером с Черкасскую область больше трех тысяч сортов пива, изготовленного на семейных фермах. У нас нет такого. Фермер вынужден заниматься всем сам — и производить, и искать, куда продать
Комментарии
1