Проезд в столичных маршрутках нужно поднять до 10 грн, потому что себестоимость поездки — 4,5 грн. Об этом заявил президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева. Сейчас киевляне платят за маршрутное такси 2–3 грн.
С начала года проезд в разных городах уже дорожал. Тогда это объяснили повышением цен на бензин. В Каменце-Подольском Хмельницкой области подняли до 2 грн. В Краматорске на Донбассе — до 2,15 грн. В Одессе — 2,5 грн.
В позапрошлом году столичная власть предложила маршрутникам перейти на бесконтактные карточки. Оборудование на один автобус стоит 3,5–4 тыс. грн. Зато можно было бы сэкономить на зарплатах бухгалтеров и инкассации. Владельцы маршруток отказались. Мол, дорого. Бесконтактная система показала бы их настоящие доходы.Сейчас пассажиры платят наличными, билетов им не выдают. Ассоциация автоперевозчиков требует увеличивать плату за проезд.
11 апреля, 22.00. Маршрутка от метро Лыбедская на Теремки. В нее садятся 36 пассажиров, платят по 2,5 грн. Назад везет 14 человек.
12 апреля. В утренний час пик с Теремков многие люди едут к метро. Троллейбусы ходят редко, поэтому в "Богдан" втискиваются до 50 человек. Два десятка выходят по ходу маршрута, в салон садятся другие. Назад автобус везет в половину меньше пассажиров.
Маршрутка за день перевозит не меньше 900 людей. Это 2,2 тыс. грн выручки. На более длинном маршруте водитель собирает до 2,5 тыс. грн. Перевозчики заявляют — зарабатывают максимально 1500 грн в день.
В их расходы входит: бензин, обслуживание машины, зарплата водителя, налоги.
За день "Богдан" проходит 200–250 км. На 100 км тратит до 24 л дизтоплива. По оптовым ценам это обходится в 450 грн. Автобус должен служить пять лет. Новая машина стоит 394 тыс. грн. Поэтому на день эта сумма составляет 215 грн. 5% выручки списывают на ремонт, техобслуживание и аренду гаража. Водителям официально назначают минимальную зарплату, с которой платят налоги. Реальная же сумма составляет 4–6 тыс. грн.
Если свести все расходы и разделить на приблизительное количество пассажиров, то перевозка одного человека обходится в 1,15 грн.
Киевлянин Андрей, 43 года, работает в службе такси. В середине 1990-х начинал таксистом, теперь занимает руководящую должность:
— Маршрутники рассказывают басни об убытках. Себестоимость проезда в такси — гривня за километр. Пусть "Богдан" съедает больше горючего за машину. Так он же и пассажиров везет 30–40 душ. У них один километр обходится в 5 копеек. Плач о дорогом бензине и обслуживании — лапша для лохов. Горючее, запчасти, резину перевозчики закупают оптом. Поэтому платят на 15–25 процентов дешевле. Дорогое обслуживание? Но у них же свой штат механиков, слесарей. А автобусу, который проездил шесть-семь лет, делают капремонт и продают.
Перевозчики оправдываются: есть убыточные маршруты, где автобусы простаивают в заторах.
— На таких себестоимость поездки действительно составляет 4,5 гривни. Например, в Киеве маршрутка №20 из Корчеватого до метро Лыбедская надолго застревает в пробках из-за ремонта дороги, — говорит частный перевозчик Игорь Гусак, 33 года. — Но никто не будет повышать цену до 4,5 гривни, тем более до десятки. Плата может подняться на 50 копеек или гривню.
Комментарии
2