Осенью 2008-го цена на проезд в столичных маршрутках выросла. На самых длинных маршрутах — до 2,5 грн. Топливо подорожало, и перевозки убыточные — обосновали требования перевозчики. Дизтопливо и бензин заливали дороже 7 грн за л.
В прошлом году частники бастовали. Хотя закрывать маршруты не собирались. Киеврада позволила повысить цены. В начале 2009-го горючее подешевело на треть. Однако цены за проезд не уменьшили.
— Наша рентабельность поднялась до 8–10 процентов. Но если мы ежедневно будем изменять тарифы, нас не поймут пассажиры. Представьте, сегодня маршрутка стоит 2,50, завтра 2,40. Это же несерьезно, — говорит " ГПУ" руководитель Ассоциации частных перевозчиков Валерий Липецкий, 59 лет.
Называть настоящие доходы владельцы отказываются.
— Если я назову конкретные цифры, нас начнет проверять Антимонопольный комитет. Мне это не нужно, — говорит Игорь Гусак из ассоциации перевозчиков "Столица". — Сколько зарабатывает водитель маршрутки? Это достаточно приличная зарплата. Конкретную цифру называть не хочу. Это будет некорректно. Какую выручку имеют за день? Я также не могу этого сказать. Маленький автобус " богдан" стоит 400 тысяч гривен. Срок его эксплуатации четыре года. Вот и посчитайте заработки.
В действительности в Киеве есть много автобусов, которые на маршруте с конца 1990-х. Новый " богдан", 2008 год выпуску,а в автосалоне стоит 220 тыс. грн.
" ГПУ" решила посчитать, сколько должен стоить проезд, чтобы перевозчики работали без убытков. Начинаем с коротких маршрутов.
Например, на маршруте 564, от пл. Контрактовой до ул. Старовокзальной, проезд подорожал до 2 грн в феврале 2009-го. Уже после удешевления горючего. Раньше за 3,8 км. платили 1,5 грн. В пиковые часы "газели" и " богданы" провозят 60–80 пассажиров за раз.
На маршруте 224 длиной 3 км., что курсирует от ул. Северной до метро Минская, пять остановок. Проезд стоит 1,5 грн. В 9.00 на конечной садится 16 пассажиров. Дальше — еще 37. За 15 мин. водитель заработал 79,5 грн. Работают посменно, по 11–13 часов . Водитель 224-й маршрутки за день имеет свыше 900 грн выручки.
— Хозяин себе раньше брал 650 гривен, а теперь сказал отдавать 800, — вполголоса рассказывает кондукторше водитель маршрутки 507. Они 10 мин. ждут пассажиров на конечной. — Мы себе теперь только по четыре сотни берем.
507-мая маршрутка курсирует от Южного вокзала в столичное предместье Новоселки. Утром и вечером на 17-километровом маршруте проезжает 70–90 пассажиров. Днем — не меньше 50. Каждый платит 2–2,5 грн. В дороге 507-мая больше часа.
Хозяин себе раньше брал 650 гривен в день, а теперь сказал отдавать 800
Маршрут 550 длиной 22 км. соединяет пл. Севастопольскую и жилмасив Вигуровщина-Троещина. Вместо " богданов" здесь большие автобусы. Каждый вмещает не меньше 80 человек. Салон заполняется на первой остановке.
— Передаем за проезд, — кричит водитель. — Кто это две гривни дал? Проезд 2,50. Не жадничайте!
Часть пассажиров выходят, на станциях метро садятся другие. За восемь часов водитель 550-го собирает 1300 грн.
Микроавтобус маршрута 559 от метро Минская на ул. Приречная стоит 15 мин. Пассажир просит дать билет.
— На хоть всю пачку, мне не жалко. Нас талончиками не контролируют, — говорит водитель.
За день столичная маршрутка проходит в среднем 400 км. Водитель сам покупает дизтопливо — 40–50 л. Это 220–280 грн. Выручка — 900–1300 грн. Считаем расходы.
Один автобус стоит 220 тыс. грн. За год он дает выручку 380–460 тыс. грн. Если верить ассоциации перевозчиков "Столица", автобус ездит четыре года. Следовательно, за этот срок пассажиры оставляют там 1,5 млн. грн. Из них 120 тыс. отдают на ремонт, за стоянку. Это по 3 тыс. грн в месяц, говорят в "Столице". На горючее идет 316 тыс. Остальные — доход водителя и владельца маршрутки.
— В столице не хватает водителей, — говорит Валерий Липецкий из Ассоциации частных перевозчиков. — Все они приезжие. И водитель устанавливает правила. За 150 гривен в день работать не будет.
За месяц водитель маршрутки зарабатывает 4–6 тыс. грн. Работают по двое. За четыре года эксплуатации на их зарплату идет 364 тыс. грн. Следовательно, при вложении 220 тыс. грн владелец " богдана" имеет 375 тыс. грн чистой прибыли, или 40–45% годовых.
Частные перевозчики могли бы работать с прибылью, перевозя пассажиров и по 1–1,5 грн. Тогда бы на каждом " богдане" они бы зарабатывали по 273 тыс. грн.
В Киеве свыше 6 тыс. частных автобусов.
Комментарии
1