- Жить в Киеве стало невозможно. Моя зарплата шла на квартиру и проезд. Заработков жены едва на продукты хватало, - говорит 28-летний Олег Пащенко. Супруги семь лет жили в столице. Работали в фирме по продаже стройматериалов. Олег - менеджером, Елена - бухгалтером. В марте переехали в Черкассы. Там живут родители.
- Стройматериалы сейчас почти не покупают. Поэтому не получал процентов от продаж. Платили только ставку. Вместо 7 тысяч стал зарабатывать 4500. Почти столько отдавали за аренду однокомнатки и коммунальные. Лена получала 4 тысячи. Бывало и на месяц этих денег не хватало. 2500 шло на питание. Еще тысяча-полторы - чтобы смотаться к родителям в Черкассы на машине. День рождения друзей или поломка домашней техники превращались в форс-мажор. Решили искать дополнительную работу. Я начал таксировать на выходных, Елена взялась вести бухгалтерию двух фирм. Дополнительно имели ежемесячно 4 тысячи гривен. Но жить легче не стало. С Нового года продукты подорожали. Ленка заболела воспалением легких - больше тысячи пошло на лекарства. Сэкономить не удавалось. То жену на работе оштрафуют на 500 гривен, то машина сломается. В январе 800 потратил на ремонт. После двух месяцев без выходных поняли: это - не жизнь.
В Черкассах Олег устроился продавцом-консультантом в магазин строительных материалов, получает 3500 грн. Елена работает на мебельной фабрике бухгалтером, имеет 4 тыс. грн зарплаты.
- Здесь зарплаты меньшие, но не надо за квартиру платить. Живем с родителями жены в частном доме. Сбрасываемся на коммунальные, за месяц выходит 350 гривен. За время, пока мы были в Киеве, в Черкассах появились столичные сети магазинов, супермаркетов, кинотеатров. Единственное, одежда здесь дороже и все закрывается раньше.
30-летний Евгений Крипак с женой переехал в Котовск на Одесчине. Имеет там однокомнатную квартиру.
- Если ее продать, то в Киеве и полквартиры не купишь. Она в старом доме, без ремонта. На соседней улице живут мои родители, - рассказывает Евгений. - Вернулись в родной город после того, как жену сократили на работе. Работала в рекламном агентстве. Без ее 12 тысяч зарплаты у нас едва хватало денег снимать квартиру на Оболони. Чтобы сэкономить, сняли комнату на Борщаговке. Хозяйка, с которой жили, была навязчивой. Могла зайти к нам в комнату и до двух ночи говорить о политике, своих дочках. После того как попросил не беспокоить нас, рассердилась. Подняла цену на 600 гривен - до 2200. На еду, проезд оставалось 1800. И это при том, что я уже имел 12 тысяч долгов. Решили убегать из Киева.
В Котовске Крипаки работу не нашли. Евгений дистанционно работает в столичном бюро переводов. Получает задание по электронной почте.
- Когда рассчитаемся с долгами, опять будем искать работу в Киеве. С зарплатой 10-15 тысяч гривен. В Котовске нет перспектив ни для рекламщика, ни для переводчика. Да и ритм жизни здесь медленный.
Надо зарабатывать не менее семи тысяч гривен
- Из городов-миллионников сейчас выезжают те, кто зарабатывает менее 7 тысяч гривен в месяц, - говорит социолог Валентин Майборода, 38 лет.
- Из-за переселенцев с Донбасса выросли цены на аренду квартир. Подорожал транспорт, коммунальные. Покидают столицу строители, операторы кол-центров, менеджеры по продажам, агенты туристических компаний. Все эти отрасли в упадке. В областных центрах с населением до 600 тысяч цены не так выросли. Да и на работу можно добираться пешком.
Из Львова, Днепропетровска, Харькова в столицу переезжают преимущественно специалисты из узких сфер.
- Например, специалисты по разработке медицинского оборудования, переводчики с арабского. А на ремонт и строительство особняков сейчас заказов больше в Одессе, чем в столице.
Комментарии