Черкасских пенсионеров троллейбусы будут возить бесплатно четыре дня в неделю — в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. В остальные дни будут платить все без исключения. Такое решение собирается одобрить городская власть.
4 марта работники "Черкассыэлектротранса" хотели объявить забастовку. Им два месяца не платят зарплату. Горсовет собрался на внеочередную сессию. Позволил взять кредит для погашения долга по зарплате. Депутаты упрекают за ситуацию городского голову Сергея Одарича, 42 года.
— Скажите спасибо правительству, — говорит он. — Третий месяц ни копейки не выделяет городскому бюджету на льготные перевозки. А это 3 миллиона. И цену за проезд поднять не дают. Еще в прошлом году в мае поехал в Кабмин. Взял расчеты, что билет должен стоить гривну. А мне: вы хотите, чтобы перед президентскими выборами мы потеряли доверие народа?
— Платит один из 10, потому что 90 процентов пассажиров — льготники, — говорит директор "Черкассыэлектротранса" Александр Ищук. — Возмещают предприятию с коэффициентом 2,4. То есть считают, что на 10 "платных" пассажиров приходится 24 льготника.
Депутаты решают установить четыре дня, когда льготников будут возить бесплатно. Поручают департаменту жилищно-коммунального комплекса сделать расчеты и рассмотреть на очередной сессии.
— Такое решение ограничивает права людей, — говорит юрист Константин Стратилатов, 30 лет. — Если городской совет его примет, льготники смогут обжаловать его в суде.
В райцентре Тальное и по району льготников бесплатно возят только в четверг. В Каменском районе Черкасщины — по средам. В Чернобаевском — во вторник и четверг.
В Ивано-Франковске маршрутки с 1 декабря подорожали до 2 грн. Однако мэрия обязала их с 10.00 до 16.00 бесплатно возить пенсионеров.
Около 14.00 на остановке напротив Центрального рынка довольно много людей. В основном пенсионного возраста. Подъезжает полупустая маршрутка N60. Только открываются двери, пассажиры друг перед другом толкаются в салон.
— Кто-то сядет, а мне места не хватит. А я не могу стоять, — первой заходит дородная женщина лет 50. — Льготник! — кричит шоферу, садится в первое сидение у окна. За ней проталкиваются еще шестеро, показывают пенсионные удостоверения. Последней заходит молодая женщина с ребенком.
Взял 11 пассажиров, из них трое заплатили, остальные бесплатно
— Передайте за проезд, пожалуйста, — просит сидячих и дает 5 грн.
— Возьмите сдачу, женщина, вас вне очереди обслуживаю. Вы — единственные, кто заплатил, — говорит водитель Владимир Котовский, 43 года. У него звонит телефон. — Алло, Вася, и не спрашивай. Еду с Чорновила, взял 11 пассажиров, из них трое заплатили, остальные бесплатно. Заработал за полмаршрута 6 гривен.
Через несколько метров автобус останавливает женщина.
— Подожди, Вася, еще 2 гривны подберу.
В Полтаве бесплатно льготников возят автобусы и троллейбусы коммунального предприятия "Полтаваэлектротранс". Но их мало.
Больше частных автобусов, которые берут только двоих льготников. Третий месяц как городская власть позволила фирмам-перевозчикам использовать 60% машин как таксобусы. Теперь в части машин проезд стоит 1 грн, в других — 1,25 грн. На табличках тех, что подороже дописали маленькими буквами "маршрутное такси".
— Сначала я принципиально ждал автобус с надписью "1 гривна", — рассказывает 25-летний Роман Наливайко. — Мерз по полчаса. Меня хватило на неделю.
Винницкие маршрутки за полцены возят школьников. Проезд стоит 1,75 грн, дети платят 75 коп. О количестве льготников в салоне каждый перевозчик подписывает с властью отдельный договор. Единого правила нет.
— Я живу на Тяжилове (район в Виннице. — "ГПУ"). Троллейбус сюда приезжает редко. Тогда на маршрутке в город выбираюсь, — говорит Иван Николаевич, 58 лет. Показывает удостоверение инвалида-"чернобыльца". — У меня льготы, могу бесплатно ехать. Однажды сажусь, говорю: "Удостоверение". А водитель: "У меня уже есть льготник". Смотрю — одна молодежь в салоне. Спрашиваю: "Кто же это среди вас инвалид или чернобылец?". Все молчат. "Что же это, — говорю водителю, — тех рубль пятьдесят тебе погоду построят, что ты меня не пускаешь в маршрутку?" Добился своего, он взял меня.
Плату за проезд в маршрутках хотят поднять на 50 копеек
Владельцы столичных маршруток говорят, что перевозки невыгодны.
— Предприниматели работают с 3–5 процентами рентабельности, вместо необходимых 20–25, — говорит председатель Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева, 72 года. — В начале апреля должен решиться вопрос с повышением платы за проезд. Иначе многие перевозчики обанкротятся.
Новый, 2009 года выпуска автобус "богдан" стоит от 320 тыс. грн. За год водитель одного автобуса сдает владельцу больше 400 тыс. грн выручки.
Одна поездка в столичных маршрутках стоит 2–2,5 грн. Частники хотят повысить плату на 50 коп. В 2008-ом и 2009-ом они бастовали. Хотя закрывать маршруты не собирались. И Киеврада позволила повысить цены до нынешнего уровня.
15 марта Антимонопольный комитет заявил: расчеты перевозчиков, представленные ими для повышения платы, необоснованны.
Комментарии