— Открыли магазин в Бердичеве на Житомирщине. Одолжили на бизнес 4 тысячи долларов. Сначала торговали одеждой из Китая, но она была не очень качественная. Поэтому начали разрабатывать собственные модели, — рассказывает 27-летняя Анна Коваленко. В 2010-ом с подругой Анастасией Янковенко, 27 лет, учредили торговую марку одежды "Мастхев".
— Шили в ателье и на небольших предприятиях. Первый заказ был 40 единиц одежды — пять видов сорочек и два - платьев. Но предприятия не укладывались в сроки. Подводили нас. Через полтора года открыли собственный цех. Приняли на работу двух швей и закройщика. Сняли помещение на 20 "квадратов". Оборудование обошлось приблизительно в 16 тысяч гривен. Сейчас на открытие швейного цеха нужно около 50 тысяч гривен. Найти хороших швей и закройщиков не проблема. У нас на фабрике в Бердичеве работают женщины 45–55 лет.
Одежду подруги продают через интернет и в столичном бутике на ул. Коцюбинского.
— Мы не дизайнеры и не художники. Придумываем универсальную одежду, которая подходила бы к разным образам, — говорит Анна. — Например, чтобы платье шло и к балеткам, и к каблукам. В Бердичеве наша одежда не очень была востребована. Начали продавать через соцсети. Фотографировала Настю в нашей одежде и выставляла фотографии в интернете. После этого стали лучше покупать. Смогли снять большее помещение для цеха. Всем советуем начинать продажи с интернета, потому что не нужно платить за аренду помещения, рекламу. Хороший вариант продвижения продукции — сотрудничество с телеканалами. Мы одели в наши платья телеведущую Ольгу Фреймут, когда она вела передачу "Ревизор" на "Новом канале". После этого получили значительно больше заказов.
70% ассортимента "Мастхев" — платья. Их продают по 600–1000 грн, кофточки и футболки — от 299 грн.
— Некоторые модели шьем из украинской ткани. Но наши производители будто прячутся от заказов. Их трудно найти. И ассортимент тканей небольшой. Поэтому закупаем европейские. Из-за этого стоимость одежды зависит от курса доллара.
Желтое платье от "Мастхев" за 899 грн купила жена президента 52-летняя Марина Порошенко. Пришла в нем 23 августа в Софийский собор на День флага.
— Три года работал в убыток, лишь на четвертый начал зарабатывать, — говорит дизайнер 32-летний Андре Тан. Открыл сеть магазинов женской одежды "А.Тан". Шьет на 19 фабриках.
— Конкурировать с турецким и китайским нарядом по ценам трудно, потому что в этих странах дешевый труд, собственные ткань и фурнитура. Также снижают себестоимость большие объемы производства. Однако у украинской одежды есть преимущества. Она более качественная, сшита из натуральной ткани. В стоимости большая составляющая — это расходы на материал, а у иностранной — на логистику. Дорожает отечественная одежда тоже не так сильно, как иностранная. Например, стоимость испанской "Зара" выросла после падения гривны на 60 процентов, моя — на 25. И то из-за того, что вожу ткань из Италии, фурнитуру — из Турции. Покупаю их за доллары и евро. Была бы отечественная ткань, не поднимал бы цены. Но в Украине мало предприятий изготовляют ткани. Еще и не всегда охотно сотрудничают. Пять лет тому назад сделал заказ на Черниговской фабрике. До сих пор его не выполнили. Нужна была ткань на одежду для персонала авиакомпании. И я заказывал немало — до двух тысяч метров.
Печатают на дешевых футболках трезубцы
Небольшой цех на две швейные машинки будет давать 30–40 тыс. грн прибыли в месяц.
Сейчас выгодно начинать бизнес с пошива одежды, потому что люди патриотично настроены и готовы покупать отечественное, — говорит 33-летний Владимир Марченко, аналитик консалтинговой компании "ЭйЭфЭс".
— Будут иметь спрос недорогие женские кофточки, мужские сорочки, футболки. Можно использовать как образец турецкую или китайскую одежду. Материал не обязательно должен быть 100-процентно натуральным. Больше 10 тысяч гривен в неделю зарабатывают фирмы, которые печатают на дешевых футболках трезубцы. Торгуют через интернет. Себестоимость такой — 150 гривен, а продают за 350.













Комментарии