Литр бензина А-95 в сентябре 2009-го в среднем заливают за 7,75 грн. Это на гривну дороже, чем в прошлом году.
Нефтепродукты и горючее придется покупать за рубежом за валюту, оправдываются владельцы сетей автозаправок. Курс доллара и евро растет.
Между тем мировые цены на горючее падают. В прошлом году баррель, 318 л нефти, стоил на международных биржах $150. То есть 750 грн по тогдашнему курсу. Теперь баррель идет по $40–60, или 350–520 грн. Соответственно в 1,5–2 раза должна была бы снизиться цена бензина и дизтоплива.
Цены искусственно завышают, убежден председатель Хмельницкого отделения Антимонопольного комитета Виталий Олуйко, 48 лет:
— 80 процентов светлых нефтепродуктов, например бензина, производится в Украине. Привязка к доллару — бессмыслица.
В настоящее время потребление бензина в Украине упало до уровняю 1998-го. Чтобы не иметь убытков, торговцы нефтепродуктами завышают цены.
— Имеют в том опыт, потому что в последнее время государство только то и делало, что учило трейдеров договариваться, — говорит директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин, 51 год. — Обычно трейдеры идут двумя путями. Увеличивают объемы продажи за счет уменьшения цены или устанавливают дополнительную маржу. Украинские автозаправочные станции пошли последним путем.
Мировая цена скоро упадет на 40 процентов. А Украине обещают подорожание
Чтобы скрыть прибыли, нефтетрейдеры применяют "серые" схемы. В этом уверена 31-летняя Елена Гончарова, аналитик консалтингового агентства "Бизнес". Например, есть такая: владелец сети автозаправок создает дочернее предприятие. Продает ему свои же АЗС. А потом арендует их. Стоимость аренды учитывает в стоимости горючего. Хоть в действительности перекладывает деньги с одного кармана к другой. За счет фиктивных расходов окончательная цена увеличивается.
" ГПУ" попросила нефтеперерабатывающие заводы и сети АЗС объяснить подорожание топлива в Украине. Коротко ответил только руководитель центра общественных связей "Лукойл-Украина" Валерий Рясик:
— Мы занимаемся оптовой и розничным продажей горючего в Украине. Прибыли компании сократились во время кризиса.
В цену входит доставка горючего к АЗС, расходы на содержание, налоги, объясняет представитель компании. Однако точные цифры назвать отказывается.
Российская компания "Лукойл" разместила на своем интернет-сайте отчет о финансовых результатах второго квартала 2009 года. За три месяца она заработала $2,3 млрд. Это на 160% больше, чем за то же время в 2008-ом.
— С такими доходами, как у нефтетрейдеров, выгоднее откупиться или заплатить штраф, но не снижать цены, — говорит Елена Гончарова.
Цены на горючее завышены, подтверждает министр топлива и энергетики Юрий Продан, 50 лет:
— Антимонопольный комитет должен их штрафовать. А налоговики должны выявлять теневые схемы и дополнительные прибыли, чтобы обложить налогами.
С начала года АКУ наложил на нафтоторговце в штрафов на 3 млн. грн.
Нефть на мировом рынке будет дешеветь и впредь, утверждает эксперт консалтинговой компании "Бизнес" Василий Чеботарь, 29 лет:
— Страны, которые входят в организацию экспортеров нефти ОПЕ К, планируют нарастить ее добычу на 200 тысяч баррель в сутки. Коммерческие запасы США растут, а спрос остается слабым. Если он и дальше будет падать, цена нефти до Нового года может уменьшиться еще на 30–40 процентов. А в Украине только то и делают, что обещают подорожание.
Американцы платят меньше украинцев
Литр высокооктанового бензина на немецких АЗС в среднем стоит 1,33 евро. Это около 16 грн. 60% цены, или 80 евроцентов, — это акциз. Его внедрили, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды. Потому до соседнего магазина, аптеки или на работу немцы обычно добираются пешком. Нефть Германия закупает в России, Норвегии и Африке.
В Соединенных Штатах горючее продают галлонами, по $2,65. В пересчете на литры это 5,5 грн/л. Цена стабильна на протяжении нескольких лет. Среди местных нефтетрейдеров высокая конкуренция. На литре горючего зарабатывают несколько центов. В США создали значительные запасы нефтепродуктов. Когда мировые цены растут, топливо выдают автозаправкам.
Комментарии