пятница, 04 мая 2007 07:01

За день нереста браконьеры вылавливают до 70 кило окуней и щук

Автор: фото: Роман ХИМИН
  Сотрудники областного управления экоресурсов и Госрыбнадзора разбирают прошлогоднюю плотину на реке Стоход возле села Березичи Любешевского района на  Волыни
Сотрудники областного управления экоресурсов и Госрыбнадзора разбирают прошлогоднюю плотину на реке Стоход возле села Березичи Любешевского района на Волыни

В Любешевском районе Волынской области селяне из засад стреляют в ры би нспекторо в. Те прячутся за броней вездехода-амфибии, которым на реках Припять и Стоход таранят плотины браконьеров. В селах Горки, Цир, Лахвичи, Судче и Березная Воля участковые милиционеры конфисковали около 10 тыс. м рыбачьих сетей.

На браконьерский промысел селяне Любешевского района выходят в апреле во время нереста щуки и окуня. Зимой они предварительно пекрывають русла Припяти и Стохода деревянными кольями, колодами и металлическими щитами. Конструкции скручивают проводами и сбивают гвоздями. Рыба идет на нерест и попадает в рукотворные ловушки.

Возле села Судче браконьеры построили плотину из ржавых каркасов автомобилей и металлической сетки для ограждения.

— Весной на реках обнаружили почти 300 плотин. Две сотни уже уничтожили бронетранспортером-амфибией, еще 50 разобрали вручную. Думаю, в начале мая ликвидируем все найденные плотины, — рассказывает директор ландшафтного парка "Припять—Стоход" Юрий Оласюк, 47 лет.

Первые плотины на Волынском Полесье появились 20 лет назад. Их сооружали на Припяти возле самого большого в Любешевском районе озера Любязь. Сначала преграды перекрывали не больше четверти русла рек. Сейчас конструкции перекрывают всю реку, оставляя узкое отверстие для рыбы. До недавнего времени плотины разбирали автокранами. В болотистой местности их даже взрывали взрывчаткой. Теперь природоохранники имеют специальный вездеход-амфибию, переделанный из военного бронетранспортера. Плавучая машина проходит по руслу реки и острым носом-килем разрушает плотины.

— Амфибия очень эффективна, потому что разрушает плотины под корень, — говорит инспектор областного управления экоресурсов Анатолий Гламазда, 51 год. — Конструкции невозможно отстроить, потому что во время рейда машина углубляет русло рек.

Браконьеры всячески вредят экологам. На Припяти и Стоходе устраивают засады. Стреляют по амфибии из ружья. Возле села Бучин Любешевского района я встретился с тремя селянами, которые не боятся признаться в своем извечном рыбном промысле. 76-летний Нестор Букало рыбачит на Стоходе с детства. Говорит, что река всегда кормила его многодетную семью.

— Какие мы браконьеры, твою такую? Здесь наши деды рыбачили и нам приказывали, — сплевывает бывший конюх совхоза. — Мы ставим "заколы" на нашей реке, потому что никто, кроме нас, за Стоходом не ухаживает.

Мужчины показали мне одну из небольших плотин в мелком заиленном русле. Между берегами построен забор из кольев.

— Этому заколу 10 лет. Его ставил мой отец. Здесь хороший улов — по полцентнера в день. Но это не вредит природе, потому что река, видите сами, уже пересыхает, — рассказывает соседей деда Нестора, невысокий Василий Королюк, 24 года. — Угробили ее мелиоративные каналы, а не мы. Разве я браконьер, когда работы нет, а есть нужно?

На двухкилометровом отрезке русла Стохода я начислил 12 разрушенных плотин. По одно й-две через каждые 200 м. Через 600 м по течению чернеет плотина, построенная прошлой зимой.

— Это закол Паши Хуторского. Он оторвет голову каждому, кто будет собирать его лещей, — смеется Андрей Евсеевич, 60 лет. — У мужчины "крыша" в ры бнадзоре, так позволяет себе торговать рыбой на базаре в Любешеве.

В селе Бучин местные жители враждебно относятся к незнакомцам. По словам селян, власти запрещают им зарабатывать.

— Лес не трогай, потому что это государственное. Теперь и рыбу нельзя лапать, — жалуется баба Елена. — У моего зятя была пилорама, так его чуть в тюрьму не посадили. Должен теперь в Беларусь ездить на заработки.

До официального завершения нереста 1 июня селяне якобы не ходят на реку. Говорят, что живут на пенсии или подработок в рыбхозе. Колхоза здесь нет. В действительности большинство полищуков зарабатывают на продаже рыбы, лесных ягод и грибов. На стихийном базаре в райцентре Любешев за кило канадских сомиков просят 9 грн, серебристых карасей — 12, живых лещей — 17 грн, окуней — 10–12 грн. Самая дорогая щука — 25 грн за 1 кг. Возле автостанции натолкнулся на щуку, которая "потянула" на 16 кило. Ее на моих глазах купил дальнобойщик из фуры с белорусскими номерами.

Плотины затапливают огороды

— Больше всего плотин на Стоходе и Припяти строили в 1998 году, — говорит Тарас Купчин, 45 лет, начальник Волынского областного отделения госрыбнадзора. — Той зимой в Любешевском районе построили 600 " заколо в". С тех пор ежегодно появляется по 20–50 новых. Должны бороться с целыми селами. Потому что даже сегодня браконьерством продолжают заниматься жители почти 40 населенных пунктов района. В прошлом году весной амфибия-вездеход за неделю рейда по рекам уничтожила 270 конструкций. В прошлые годы селяне Березовичев на берегах Стохода сами разобрали 17 плотин браконьеров. Рыбацкие ловушки замедляют течение реки, и весной паводковая вода затапливает селянские огороды.

Сейчас вы читаете новость «За день нереста браконьеры вылавливают до 70 кило окуней и щук». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть