50-летний Александр Бескид, фермер из села Сатиив Дубенского району Ровенской области, три года назад продал все сельскохозяйственные орудия для пахоты и сеет пшеницу, ячмень и рапс на непаханой земле. Так обрабатывает почти 350 га.
Александр Бескид встречает на пороге конторы в ковбойской шляпе. Здоровается и приглашает в новенький черный джип. По дороге к полю рассказывает, что на земле в его хозяйстве работают всего три человека. Платит им зарплату свыше 2 тыс. грн, помогает обрабатывать огороды. В прошлом году урожай рапса был 65 ц/га. В этом году из-за дождей и града собрал меньше 35 ц. Жалуется на страховые компании. Они компенсируют убытки, учитывая только среднюю урожайность в хозяйствах области. У него же рапс дает втрое больше.
По пшеничной стерне, на которой уже успело пробиться зелье, ездит трактор со специальной сеялкой. Он сеет рапс по технологии так называемого нулевого возделывания почвы.
— После того как комбайн собрал зерновые, не провожу никакой механической обработки земли. Идет сеялка, а за ней — опрыскиватель с гербицидами, — рассказывает фермер. — Так сею уже третий год пшеницу, ячмень и рапс. Не поверите, но семена в непаханой земле прорастают намного быстрее, урожайность возрастает по крайней мере на треть.
Такое возделывание земли дешевле традиционного. Фермер экономит ежегодно почти 20 т горючего.
— Нужна специальная сеялка. В Украине их не делают. Она стоит не меньше 50 тысяч долларов, — разъясняет Александр Бескид. — Себе покупал новую, с завода — дал больше 70 тысяч долларов. За день засеваю 25–30 гектаров.
О том, что можно не пахать землю и собирать хорошие урожаи, фермер в первый раз узнал, когда побывал в Канаде и США. После увиденного начал читать специальную литературу, а потом рискнул внедрить новинку.
Расходы на возделывание одного гектара уменьшаются в три-четыре разы
— Знаете, каких нервов стоила эта технология? Не просто было перебороть колебания работать без плуга. Но набрались решимости и попробовали! — присоединяется к разговору жена Елена, 50 лет.
В областной ассоциации фермеров и частных землевладельцев говорят, что Бескид первым на Ровенщине доказал на практике эффективность нулевого возделывания. На базе его хозяйства планируют провести учебный семинар.
— По такой технологии в почве хорошо сохраняется влажность, он становится пышнее, а расходы на возделывание одного гектара уменьшаются в три-четыре разы. Используется меньше техники, людей, горючего, — говорит председатель областной ассоциации фермеров Дмитрий Украинец, 58 лет. — Даже при плохих погодных условиях пшеница дает не менее 70 центнеров из гектара.
Александр Бескид охотно делится опытом. В селе создал первый в области клуб фермеров. Местные крестьяне дважды в месяц собираются в конторе хозяйства, обсуждают свои дела. Приглашают на встречи агрономов со станции защиты растений, из управления агропромышленной политики.
— На нулевое возделывание перешел бы хоть сегодня, но нет денег на сеялку, — говорит 50-летний фермер из Сатиева Александр Денисюк, который обрабатывает 80 гектаров земли. — Бескид предложил создать обслуживающий кооператив. Купим сеялку вместе.
Фермерское хозяйство Александра Бескида — одно из крупнейших в Дубенском районе. Четыре года назад на всеукраинском конкурсе его признали победителем и дали 11 тыс. грн премии. У него два новых трактора, комбайн, своя ферма, на которой содержится почти четыреста свиней. Александр занимается фермерством седьмой год. Он по образованию инженер, работал в Ровно на производстве. Его отец Иван Бескид, 74 года, больше 30 лет возглавлял местный колхоз в Сатиеве. Он и сейчас хозяйничает на земле. Отдельно от сына на 40 га выращивает лук, капусту и картофель. Семью Бескидов в селе уважают, считают работящей. У Александра трое взрослых детей. Все они живут отдельно от родителей — в Ровно. Старший Вадим, 29 лет, имеет в селе большой колбасный цех. 25-летний Иван работает начальником отдела в банке. Сая младшая Ольга, 23 года, учится в университете на экономиста. Замужем, воспитывает 2-летнего сына.
Комментарии