В самую чистую реку, какой на Ивано-Франкивщине считают Лимницу, могут попасть засоленные воды. Она обеспечивает питьевой водой город Калуш. Со стороны Домбровского карьера Калушского калийного месторождения прорываются воды еще одной реки — Сивки.
Это месторождение разрабатывали еще во времена Австро-венгерской империи, впоследствии — Польши и Советского Союза. Сивка когда-то проходила посередине Домбровского карьера. Потом русло искусственно отвели в другую сторону.
— Ученые доказывают, что рано или поздно река возвращается в свое русло. Тогда Сивка может поднять воды карьера и смешаться с солями, — говорит начальник Калушского управление по чрезвычайным ситуациям Иван Дембич. — Если рассол попадет в водоносные горизонты, Калуш и частично Ивано-Франковск могут остаться без питьевой воды.
Если карьер затопит, эти воды загрязнят Лимницу, а потом и Днестр.
Из Домбровского карьера добывали больше 55 млн. кубометров породы ежегодно. Сырье использовали на калийном и магниевом заводах. Полезные минеральные вещества отрабатывали, а отходы — шлам — сбрасывали неподалеку хвостохранилища. Сейчас хранилища соленой воды напоминают большие озера. Одно из них засыпали землей и рекультивиро вали, другое еще не успели переделать. Однако опаснейшим считают третье.
— Искусственная насыпь вокруг хвостохранилища напоминает чашу, на 40 метров поднятую над землей. Если прорвет дамбу, рассол поплывет в Днестр, который течет в 20 километрах от соляного озера, — предостерегает Дембич.— Дальше — по Украине и в Молдову.
Местная власть не отрицает возможности международной экологической катастрофы.
— Фронт соленой воды продвигается через села Пойло и Голинь вплоть до реки, — показывает на схемах франко вський геолог Эдуард Кузьменко, 59 лет. — Второе хвостохранилище переполнено. Там наращены берега, но рассол просачивается в землю. Это высокоминерализованная вода — 200 граммов на литр. Если человек будет тут купаться, утонуть невозможно. Можно сидеть и газету читать. Это — рапа. В Солотвином Закарпатской области минерализация меньше вдвое.
— Дойдет до того, что дамбу когда-нибуть прорвет. Нужно проложить трубы и малыми порциями рассол в реку скачивать. Если пара карасиков умрет, ничего не случится. Другого выхода нет. Из двух бед выбираем меньшую, — замечает мастер участка на хвостохранилище N2 Олег Одлежук, 47 лет. Мужчина показывает на рекультивированное озеро. — Видите, из берегов идет пульпа. Это глауберова соль, одна тонна стоит до 800 гривен, но ее нужно еще очищать.
Берега Лимнициы и Сивки хотят укрепить. Насколько это поможет, неизвестно.
— Мы говорили о наших бедах на государственной комиссии техногенно-экологической безопасности чрезвычайных ситуации Украины, — продолжает Иван Дембич. — На территории шахтных полей отработанных рудников Калуша образовались зоны проседания почвы. В опасном микрорайоне Хотынь в Калуше очутились 182 дома. А в зоне потенциальной беды в селах Кропивник и Сивка-Калуска — 600 объектов. Все это последствия бездумного ведения хозяйства на Калушском калийном месторождении.
Комментарии