Петр Олийнык продержался в кресле губернатора три года. Все наместники приходили к власти на волне высокой поддержки, но уходили под обвинение в коррупции, разворовывании имущества, лоббировании бизнеса. Исключением могут быть разве что Николай Горинь и Александр Сендега.
Петра Олийныка, 50 лет, назначили губернатором в феврале 2005-го. Через полгода во Львов приехал заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль с серьезными обвинениями.
— Законы на территории Львовской области не действуют, — говорил генерал Москаль.— Я не могу понять галичан. Они вышли на улицы и скинули старую тоталитарную систему, но почему-то десятилетиями мирятся с бандитским унижением.
Заместитель министра требовал распустить львовскую милицию и набрать новых людей. Приведенная им статистика ошеломляла. С 1992 года на Львовщине не раскрыто 59 резонансных убийств, хотя имена заказчиков и киллеров известны. Область до сих пор бьет рекорды по количеству похищенных автомобилей. Взятки от львовян требуют даже в морге.
За последние 10 лет независимости Львовщину негласно разделили на сферы влияния между правоохранительными органами и местной властью.
Чиновники контролировали приватизацию, землю, бизнес, деление местного бюджета. Милиции достались дороги, наркотики и бандиты, спецслужбам — граница и игровой бизнес, налоговой — налоги. И никаких серьезных коррупционных дел.
В последние годы вслух называют десяток семей, между которыми разделена область. Для ни одного губернатора не было тайной, кто из и на чем разбогател на миллионы долларов. Кто — на границе. Кто — на приватизации. Кто — на взятках. Один из местных олигархов приглашал властную верхушку париться в сауне. Кто не приходил, рисковал остаться без должности. С его подачи сменили начальника управления СБУ. Новым назначили соседа олигарха по Брюховичах.
Когда-то у них был общий бизнес в Червонограде, и не поделили первый миллион
Обо всем этом Петр Олийнык знал. Но даже при широкой поддержке населения ничего не смог сделать. Львовщина продолжала пожинать лавры коррумпированного региона. Серьезный бизнес обходил область. Новые предприятия начали строить в Ивано-Франковске, Ужгороде. Когда во Львовской области закрыли границу с Польшей, население начало массовые акции. Последнее десятилетие край живет благодаря заробитчанам и чиновникам. Самыми престижными стали профессии таможенника, инспектора ГАИ и налоговика. Их дворцы заметно выделяются на фоне обнищавшего населения.
Львовских губернаторов можно условно разделить на романтиков и прагматиков. Первые правили с 1990 по 1997 год. Самый яркий герой того времени — Вячеслав Черновол.
Степан Давымука, 61 год, стал руководить облисполкомом, когда на Львовщине победил демократический блок и коммунисты оказались в оппозиции. Вячеслава Черновола тогда выбрали председателем облсовета. Это было время идейных людей, уничтожающих старую систему. Даже тогда не стихали коррупционные скандалы. Самый известный — борьба за "Гранд-отель". Были замешены власть, милиция и бандиты. На ул. Научной убили бухгалтера, поддерживающего одного из владельцев. Позже — дело детей, которых перепродавали за границу.
Степан Давымука после губернаторства пересел на 10 лет в кресло руководителя регионального отделения Фонда госимущества Украины. Сейчас он — народный депутат Украины по списку БЮТ.
Николай Горинь, 63 года, руководил Львовщиной с 1995 по 1997 год. Запомнился бескомпромиссностью и войной с аграриями, которые хотели приватизировать область. Самое популярное обвинение того времени — "Николай сам не берет и нам не дает".
Сейчас Николай Горинь работает заместителем председателя Львовского облсовета.
Михаил Гладий, 56 лет, дважды был губернатором Львовщины. Первый раз — с 1997 по 1999 год. Аграрная команда Гладия провела масштабную операцию по разделу собственности. Начали с контроля над водочной и пищевой промышленностью. Закончили массовым призывом чиновников в Аграрную партию. С благословения Гладия на Львовщине Сергей Медведчук стал собирать налоги и реально руководить областью.
Самый смешной случай за годы независимости произошел именно во время губернаторства Гладия. Чтобы успокоить революционную львовскую публику, президенту Леониду Кучме пришлось по-козацки свистнуть. После чего родилась коломыйка: "В Коломиї камінь тріснув, а у Львові Кучма свиснув". Сейчас Гладий руководит общественной организацией "Аграрная палата".
Покойного Степана Сенчука считают самым смелым губернатором. Он руководил из 1999 по 2001 год. Как бизнесмен, контролировал местную элиту и депутатов областного совета экономическими методами. Был самым влиятельным губернатором. Но был в ссоре с Медведчуками. Поставить Сенчука на место из Киева прислали Михаила Гладия. Он не мог простить Сенчуку, что тот оказался богаче.
В феврале 2005 года Степан Сенчук был расстрелян в собственном " лексусе". Убийца не найден.
Мирон Янкив, 57 лет, пробыл губернатором меньше всего — с апреля 2002 по июнь 2003 года. Пережил Скниловскую трагедию. Прославился как самый осторожный.
Янкив представлял в западном регионе Международную торгово-промышленную палату, потом стал советником Национального института проблем международной безопасности РНБО.
Александр Сендега, 55 лет, запомнился порядочностью и нейтралитетом. Не входил в ни одну группировку. Лишенный поддержки кланов и партий, был обречен.
Сейчас Сендега возглавляет газопромышленное управление "Львивгазвидобування".
Последний львовский губернатор Петр Олийнык прославился войной с местным олигархом Петром Диминским. Говорят, когда-то у них был общий бизнес в Червонограде, и они не поделили первый миллион. Диминский за все время губернаторства Оли йны ка не прекращал говорить, что властное кресло дается не для зарабатывания денег.
После увольнения Оли йны ка Диминский начал настойчиво лоббировать на должность губернатора Леонида Мельника, партнера по энергетическому бизнесу. Последний в свое время как вице-губернатор способствовал ввозу на Львовщину из Венгрии десятков тысяч тонн вредного гудрона, которые до сих пор не знают, куда деть. Это он убеждал, как все легко можно сжечь на Добротвирской ТЭС.
Комментарии