- Шось не воняет сейчас. Ветер сильный, наверное, развеял тот запах. Вчера шла с маршрутки - вонь такая была, нос рукавом закрывала. Думала, стошнит, - говорит 46-летняя Мария Дидык. В понедельник стоит на остановке при въезде в село Ставчаны Пустомитовского района Львовщины. Рядом расположено частное предприятие "Оліяр". Изготовляет рафинированное и нерафинированное подсолнечное масло под торговой маркой "Майола".
До конца этого года предприятие планирует расшириться. На его территории строят еще один завод. Заложены железобетонные балки, металлическая конструкция возведена на высоту нескольких этажей. Местные против расширения предприятия.
- Кроме подсолнечного, здесь хотят выжимать еще и масло из рапса и сои. То вонять будет еще хуже, - говорит местная 54-летняя Ольга Мицак. - Кто им вообще позволил строиться в селе? Пусть бы завод строили где-то на окраине. И пустили туда автобусы для рабочих.
Ставчаны расположены в 19 км от Львова. Население - 1700 человек. Завод построили в 2003-м. Теперь на нем работают 313 человек, в основном местные. Предприятие "Оліяр" входит в пятерку крупнейших производителей подсолнечного масла в Украине. В прошлом году здесь изготовили 170 т этого продукта.
- Воняет уже почти 10 лет, с тех пор как те олийники пришли к нам в село. Думали, будет свое предприятие под боком, рабочие места. А с тех пор жизни нам нет. Окна в хате не откроешь. Рыба в реке сразу же пропала. Воду из колодца не наберешь, - рассказывает Мария Дидык. - Такое большое предприятие, деньги в технику вбухало, а об отходах не подумало, - показывает на трубу около дороги. Из нее течет прозрачная жидкость с блестящей пленкой. - Та смердючка течет прямехонько в реку. Вода в ней даже в сильные морозы не замерзает. Если будет еще один завод, то, думаю, здесь уже черный мазут потечет.
- То скулят, потому что работы нет, нечем детей кормить и едут в Италию. То теперь им завод прямо около села мешает, - говорит 30-летний Олег Гирнык. Выходит с завода с двумя мужчинами. - Против строительства те, которых на работу не взяли. Но слышал, что здесь сделают дополнительно еще 170 рабочих мест, так и люди, может, успокоятся. Я работаю здесь на тракторе. Зарабатываю почти 2 штуки гривен.
Из-за протестов депутаты сельсовета не утвердили детальный план территории застройки. Это приостановило строительство.
- Но районная прокуратура обжаловала решение, - говорит голова села 37-летний Петр Панахид. - Предприятие продолжает готовить техническую документацию. У нас были проверки из управления экологии и санэпидемстанции. Существенных нарушений не выявили. Я за то, чтобы "Майола" работала, чтобы в селе была нормальная инфраструктура. Предприятие и так уже много помогло селу: дорогу отремонтировало, сделало новые автобусные остановки, реконструировало местный стадион, выделило средства на ремонт школы. Теперь еще планирует осветить улицы, один корпус школы переоборудовать в детский сад - в селе его нет. А наибольшая польза – у людей есть рабочие места. С отходами руководство пообещало все уладить. Владелец предприятия и его жена - выходцы из села. Здесь живут их родственники.
"Воняющие предприятия надо штрафовать"
- Я восемь лет борюсь с воняющими предприятиями во Львове, - говорит депутат городского совета 73-летняя Вера Лясковская. - Больше всего вредных выбросов, почти 90 процентов, от дрожжевого завода "Энзим". Были комиссии, измеряли количество выбросов. Выявили превышение у них концентрации аммиака, фосфатов и зависших веществ. Но никто так и не заставил предприятие установить очистные сооружения. Руководство завода манипулирует тем, что у них недостает средств. Не понимаю, как такие заводы получают разрешения экологических служб. Не контролируют их и санэпидемстанция и прокуратура. На такие вонючие предприятия надо накладывать большие штрафы, чтобы им выгоднее было поставить очистные сооружения. Хорошо бы приостанавливать их деятельность хотя бы на несколько дней.
Комментарии