Ексклюзивы
суббота, 20 января 2024 18:10

Спецтема: Война России против Украины

Как Украина была за шаг до победы, и кто не дал его сделать

Мнения в издании The Atlantic писателя и журналиста Эллиота Аккермана

Если история станет последним полем боя, на котором ведется война, то книга писателя Ярослава Трофимова "Сгибнут наши враги: российское вторжение и война за независимость Украины" может стать первым залпом в борьбе за определение того, что произошло в Украине за последние два года, даже несмотря на то, что война продолжается. Трофимов, родившийся в Украине и являющийся главным корреспондентом по иностранным делам The Wall Street Journal, пересек страну в первый год после вторжения России, собирая истории тех, кто пережил груз армии Владимира Путина, и кто переживает войну. Бои, резня мирного населения в Буче, мясорубка Бахмута. Все имеет такую безумную насыщенность, что напоминает мне истории о перестрелках.

Трофимов не фигурирует в историях. Он позволяет событиям разворачиваться. Результатом является рассказ о войне, максимально приближенный к первому черновику истории, как ее видят те, кто пережил эти события. Читатель получает кристально чистое видение первого года войны.

Автор: Texty.org
  Ярослав Трофимов и обложка его книги
Ярослав Трофимов и обложка его книги

История Трофимова начинается до вторжения. Он рассказывает, сколько людей в мире решили, что Украина потеряна еще до начала войны. Распространенным среди союзников мнением об Украине тогда было - у страны нет шансов выстоять. Но на второй неделе февраля 2022 года, за несколько дней до вторжения, он обнаружил, что многие украинские командиры не верили в эти нарративы о поражении.

Во время визита Трофимова в Чернигов, генерал-майор в отставке и ветеран войны на Донбассе Сергей Кривонос рассказывал другую историю. Он высмеивал идею российского военного первенства.

Главное не военная техника, а мотивированные, подготовленные люди. Никакая армия мира никогда не справится с мотивированным народом

"Мы их били раньше, будем бить также сейчас. Посмотрите на Афганистан - талибам не с чем было воевать, но они, в конце концов, заставили США выйти из страны. Главное не военная техника, а мотивированные, подготовленные люди. Никакая армия мира никогда не справится с мотивированным народом".

Прошли недели, прежде чем многие комментаторы смогли поверить, что украинское сопротивление фактически остановило российскую армию. Михаил Подоляк, советник Владимира Зеленского, вспоминал: "Со стороны наших партнеров было полное удивление. Они не понимали, что происходит". Визуальным проявлением этого в американских СМИ стали задыхающиеся сообщения в первые дни войны об огромной колонне российской военной техники протяженностью 50 км, которая направлялась в Киев. Конечно, сопротивление Украины не могло отразить такого нашествия. Но чем дольше российская колонна стояла на дороге, тем очевиднее становилось, что это был не молниеносный удар в сердце Украины, а российская пробка, порожденная плохим управлением линиями снабжения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Израиль может стать моделью для Украины" – посол Михаил Бродский

Несмотря на то, что российское вторжение стало историей украинского сопротивления, хронологический рассказ Трофимова, разбит на 11 частей с тематическими названиями типа "Достоинство, уничтожение, истощение". Она не лишена рассказов о коллаборационизме в таких городах как Херсон, где российские агенты завербовали бывших украинских чиновников, чтобы те служили их доверенными лицами. Лейтенант украинской армии охарактеризовал этих коллаборационистов как "любителей русского мира", которые хотели в нем жить", будто Россия была не местом, а состоянием души.

Путин понимает силу историй. Для россиян война в Украине стала тем, чем Путин ее называет, будь то "специальной военной операцией" или проектом по "денацификации" или даже "антиколониальной борьбой". Последним является то, как Путин абсурдно охарактеризовал войну в своей речи в честь аннексии Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской областей – момент, который Трофимов назвал "величайшим захватом земли в этом веке".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин

По иронии судьбы, каким бы ни был Путин в формировании фальшивого нарратива, легитимировавшего вторжение России в Украину, он стал жертвой другой фальшивой истории, которую ему скормили собственные генералы по поводу компетентности его армии. Российская армия не только была охвачена коррупцией, когда офицеры сообщали начальству ложные данные о готовности, но и была обременена устаревшей советской философией командования, возлагавшейся на централизованное принятие решений, и не поощряла инициативу низших командиров на поле боя.

Это оказалось катастрофическим для России. После вторжения 2014 года украинцы приняли ориентированный на НАТО метод ведения войны, который опирался на "командование миссией" - оперативную философию, которая давала низшим командирам полномочия выполнять свои миссии так, как считали нужным после понимания общих намерений своих высших командиров. Командование миссии позволило децентрализованным украинцам переиграть россиян в первые дни войны, нанеся им большие потери.

"Такое управление армией требует высокого уровня доверия, что более естественно для демократии. Это был секрет устойчивости Украины", – пишет Трофимов.

Разная философия командования обеих армий приобретает чрезвычайное значение в первый год войны, воплощая более широкий конфликт между российским авторитаризмом и украинской демократией

Различная философия командования обеих армий приобретает чрезвычайное значение в первый год войны, воплощая более широкий конфликт между российским авторитаризмом и украинской демократией. Андрей Загороднюк, возглавлявший эти реформы в минобороны Украины, сказал: "Это то, что спасло Украину в начале войны. Когда начались наступления во многих операционных направлениях, одной из целей россиян было охватить всю Украину большим количеством боев. Если бы наш подход оставался централизованным, Украина не смогла бы этим управлять".

Весной 2022 года характер войны начал меняться от маневровой до изнурительной. Украинское сопротивление заставило Путина отказаться от давления на Киев, и центр войны сместился на восток, на Донбасс, и на юг, где россияне окопались. Армия Путина с их многочисленным преимуществом и централизованной командной структурой хорошо подходила для такого стиля боевых действий. Россиянам не нужно было быстро принимать решения, а просто кормить мясорубку.

В таких местах, как не имеющие стратегического значения Бахмут, широкомасштабные боевые действия происходили лишь для того, чтобы Россия обескровила Украину, и наоборот. Украинский военный подытожил динамику там так: "Россияне опустошают свои тюрьмы и посылают сюда умирать худших, а мы теряем наших лучших. Это совсем не честная торговля".

Больший размер России означал, что даже с большими потерями Москва все равно выигрывает войну на истощение в долгосрочной перспективе

Кроме того, как пишет Трофимов, "больший размер России означал, что даже с большими потерями Москва все равно выигрывает войну на истощение в долгосрочной перспективе".

В первый год войны Украина непрерывно обращалась с запросами на оружие в США и НАТО. Читая отчет Трофимова об этих просьбах, становится ясно, что союзники Украины, публично восхваляя украинскую доблесть, приняли ряд возмутительных полумер, когда их просили выполнить просьбы президента Зеленского о военной помощи. Даже поразительный украинский успех и грубая некомпетентность России не смогли развеять убеждения среди западных лидеров, что Украина, в конце концов, слаба, а Россия сильна.

Трофимов пишет, что в мае 2022 года, после того, как Украина отбила россиян от ворот Киева, главнокомандующий Валерий Залужный опубликовал список пожеланий по вооружению: "1000 гаубиц, 300 реактивных систем залпового огня и 500 танков". Западные официальные лица откинули запрос как удивительный, продолжая публично заявлять о своей поддержке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне

В начале войны колебания США и НАТО в основном основывались на убеждении, что украинцы не смогут победить. Когда стало ясно, что Украина эффективно противостоит вторжению России, источник этих колебаний перешел к страхам Запада по отношению к Путину. Администрация Джо Байдена и другие лидеры НАТО продолжали верить в ядерные угрозы Путина.

Трофимов пишет, что решения о военной помощи начали приниматься по "извращенной логике – не помогать Украине, когда она имела импульс, но давать ее, когда ситуация стала критической, и украинская армия оказалась перед крахом".

Глава МИД Украины, общаясь с Трофимовым, сказал: "Нам нужно полностью изменить оптику. Вместо того чтобы ждать кризисной ситуации, чтобы принять решение, им нужно принять решение сейчас, чтобы избежать кризиса".

Из рассказа Трофимова о первом году войны становится понятно, что Украина не просто нуждалась в оружии и помощи после начальных успехов на поле боя. Ей требовалось оружие и скорая помощь. К 2023 году, более чем через год после первых запросов, Трофимов описывает реакцию Украины после того, как она наконец-то получила более 200 танков, почти 900 боевых машин и 150 артиллерийских орудий.

Если бы Запад дал вовремя оружие летом 2022-го, то войну можно было бы остановить еще тогда

"В Киеве удовольствие от этого прорыва с помощью было оттенено печалью. Эти цифры были не очень далеки от тех, о которых украинцы просили в мае 2022 года, но тогда просьбу отклонили как нереалистичную. Если бы это оружие поставили к августу 2022 года, когда российская армия была растянута, оно могло бы обеспечить стратегическую победу Украины и, возможно, остановить войну".

Сегодня конца войне не видно, и, как пишет Трофимов в конце книги, впереди "долгая и изнурительная борьба".

Трофимов собрал хор голосов, составляющих самый правдивый первый черновик первого хаотического года войны.

Перевод Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «Как Украина была за шаг до победы, и кто не дал его сделать». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть