
Минобрнауки в России опубликовало методические рекомендации к школьным урокам "Крым и Севастополь: их историческое значение для России". Также опубликованы примерные планы и справочные материалы к ним. Какому учителю - истории, географии или литературы - поручить проведение уроков о Крыме, оставлено на усмотрение школ.
Задача таких занятий - "подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм" и продемонстрировать "миротворческий и гуманистический характер действий России", - утверждает министерство.
Ученикам начальной школы расскажут о природе Крыма, а также предложат нарисовать картинку или поучаствовать в конкурсе чтецов. С 5-го класса школьникам будут преподавать историю региона начиная с VI века. Внимание детей предписывается обратить на то, что Крым является "духовной скрепой", поскольку именно оттуда началось распространение православия по Руси.
Передача полуострова Украине в 1954 году в методических рекомендациях трактуется как "каприз" Никиты Хрущева, противоречащий Конституции РСФСР. В 1990-х годах, говорится в пособии, Борис Ельцин отказался от поддержки Крыма "из-за давления западных стран". Аннексия же региона объясняется тем, что власть на Украине "захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы".
Особо отмечается, что на всех уроках учитель обязан процитировать обращение Владимира Путина к Федеральному собранию 18 марта 2014 года, посвященное аннексии полуострова.
Ряд специалистов раскритиковал инициативу Минобрнауки. "Аргументы, которые приводят чиновники, крайне недостаточны с научной точки зрения, - заявил доцент Волгоградского университета, один из учредителей Вольного исторического общества Иван Курилла. - Например, передача Крыма Украине объяснялась не простым капризом, а проблемами мелиорационной системы региона". Историк добавил, что "чиновники даже не подумали, как будут чувствовать себя дети, родители которых не согласны с официальной точкой зрения".
Схожим образом высказался учитель истории московской гимназии № 1543 Леонид Кацва, автор школьных учебников. "Государство, как в советское время, откровенно проводит свою идеологию в школу", - заметил он. В то же время, добавил педагог, "многое зависит и от преподавателя", поскольку "кто-то будет с удовольствием вести подобные уроки, а кто-то просто откажется".
С конца марта российских школах уже проходят специальные уроки, посвященные аннексии Крыма. Детям объясняют "ошибку" Хрущева и "историческую заслугу" Путина.
Комментарии