15 декабря 1934 года чекисты расстреляли 28 человек в подвале бывшего Института благородных девиц Киева. Всех обвинили в участии в несуществующем тайном "Объединении украинских националистов".
Сначала обвиняемых было 37 человек - преимущественно политические и общественные деятели, писатели. Почти все проживали в Харькове, что до июня 1934 года имел статус столицы УССР. Арестовали их в начале ноября.
Сфабрикованные дела рассматривала за 2 суток до вынесения приговора выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством военного юриста Василия Ульриха.
Кроме участия в националистической организации, представителям интеллигенции забрасывали стремление свергнуть в Украине советскую власть, подготовку терактов и диверсий. Доказательствами служили оружие и боевые гранаты, которые якобы у многих "изъяли при задержании".
В течение 15-17 декабря чекисты застрелили писателей Григория Косынку, Дмитрия Фальковского, Костя Буревия, Ивана и Тараса Крушельницких, Алексея Влызько и многих других.
9 человек освободили от высшей меры наказания, но сослали на Соловки. Там они почти все погибли. Среди них писатель Антон Крушельницкий, политик Юлиан Бачинский и бывший дипломат УНР Петр Дидушок.
Представители интеллигенции стали первыми украинцами, уничтоженными в ходе массовых чисток, начатых после убийства первого секретаря Ленинградского городского комитета ВКП (б) Сергея Кирова.
Расстрелянных похоронили на Лукьяновском кладбище. Несмотря на ранние реабилитации, деревянный крест на могиле появился лишь 18 декабря 1994 года по инициативе Братства Андрея Первозванного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Сандармохе расстреляли 1111 узников
1 декабря 1934 года в СССР по инициативе Сталина приняли постановление "О порядке ведения дел о подготовке или совершении терактов", что дало начало государственному террору. Основанием стало убийство в тот же день в Ленинграде первого секретаря местного обкома партии Сергея Кирова.
Высокопоставленного коммуниста убил выстрелом в затылок мелкий служащий Леонид Николаев. По одной из версий, застал Кирова со своей женой, а за рассекреченным дневником, стремился отомстить за увольнение из Института истории партии.
Считают, что постановление от 1 декабря ввело понятие "террор" в рамки советского законодательства и стало юридической основой для будущего сталинского Большого террора, жертвами которого стали сотни тысяч людей.
Комментарии