Сто лет тому назад киевляне покупали молоко, овощи, зелень, рыбу в основном на базарах, которые открывались в шесть утра.
Были и торговцы, которые сами приносили свой товар на дворы многоэтажек. Официально это называлось "торговля в разнос". Чтобы не перебивать выгоду базарным продавцам, разносчикам позволяли заниматься своим делом не раньше восьми.
Первыми появлялись молочницы. Сельские молодые женщины с кувшинами или бидонами на коромысле сначала шли к квартирам, где жили постоянные клиенты. Остальное продавали случайным покупателям. "Молоко!" — раздавалось тогда на весь двор. За литр просили 15 коп.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сдача макулатуры давала право на покупку книг - "12 стульев" стоили 74 коп.
С молочницами конкурировали фургоны из пригородных ферм. На каждом была табличка с названием местности, где расположена ферма — например, "Куреневка" или "Демеевка". Молоко в стеклянных бутылках фурманы доставляли исключительно по предварительным заказам.
Свежую рыбу носили в кадках со льдом и продавали на вес. А вот копчениями торговали поштучно. Особый спрос имели копченые сиги и угри. Селедками торговали женщины. Одна стоила 7 коп. Живых раков носили в больших плетенках, наполненных сырым мхом. Свою тару разносчики размещали на голове. Продавали и покупали раков в основном мужчины, потому что это — самая лучшая закуска к пиву.
Арбузы привозили на ручных тележках. Жители дома, услышав: "Арбузы херсонские!", спускались во двор. Плоды продавали поштучно. Так же, но десятками, покупали огурцы и яблоки.
Семечками подсолнуха, как и сейчас, торговали бабушки. Деревянная чашка семян стоила копейку. Горячие пампушки с изюмом, булочки лежали рядами на лотке. Его укрывали от уличной пыли белой тканью. Продавец брал пятак, доставал пампушку, посыпал сахарной пудрой и протягивал покупателю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В паре с внучкой Снегурочкой Дед Мороз дебютировал в январе 1937-го
После обеда во дворе появлялась "непродовольственная" публика. Немолодые продавщицы, выкрикивая названия своих товаров, предлагали чулки, носки, юбки, кофты, мелкую галантерею. Другие женщины советовали купить швабры или глиняные кринки. "Летучие" букинисты носили в сумках книжки — обычно женские романы, детективы, пособия по иностранным языкам, эротическую литературу, юмористические журналы "Будильник", "Сатирикон" и тому подобное.
Пытались заработать копеечку во дворах точильщики ножей, паяльщики, лудильщики, сапожники, лохмотники, скрипачи, певцы, продавцы цветных воздушных шариков и тому подобное. Потому с утра до самого вечера под окнами домов раздавалось: "Молоко!", "Кому живые раки?", "Точить ножи! Лудить самовары, кастрюли!", "Поремонтировать обувь!", "Кто еще не купил швабру?". Этот коммерческий конвейер завершался в восемь вечера — так требовал закон. Утром все начиналось опять.
Молочницы появлялись в киевских дворах до середины 1960-х. Правда, ничего уже не выкрикивали — шли сразу к постоянным клиентам и правили не меньше 50 коп. за литр (в магазине — 46 коп.). Живую рыбу привозили машинами во дворы до конца 1970-х — например, на Русановку. Килограмм леща стоил 77 коп. А картофель грузовики возят на киевские дворы и сейчас.
Комментарии
1