В Киеве первое таксомоторное общество возникло в 1913 году. Имело 20 иномарок: "Форд", "доджи", "кейсы".
Проезд оплачивался по показателям спидометра: первая верста в машине 1-го класса (на трех и больше пассажиров) стоила 50 коп., а каждая следующая – 30. В автомобилях 2-го класса (на двух пассажиров) соответственно 40 и 20 коп. Доплата за проезд ночью составляла 50%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киевский студент до нитки обыграл Ференца Листа
О том, что такси свободно, свидетельствовал флажок на капоте. По тогдашним правилам, таксисты должны были быть "трезвыми, объясняться с пассажирами прилично и спокойно, даже в случае разногласия, и ни под каким видом не позволять себе грубых и резких выражений". Просуществовало общество недолго: в следующем году разразилась Первая мировая, и было уже не до такси.
Через два десятилетия, в 1934-ом, в Киеве основали первый государственный таксомоторный парк. Восемь водителей работали на четырех советских машинах ГАЗ в две смены. Но платить рубль за километр проезда было не по карману большинству тогдашних киевлян.
Массово ездить на такси в столице начали в 1950-х. На дверцах машин появились "шашечки", а за лобовым стеклом — зеленый огонек, который извещал, что машина свободна. Стоимость проезда зависела от марки: в ЗиМе или ЗиСе/ЗиЛе — 20 коп. за километр, в "волге" или "победе" — 15. В конце 1960-х остались только "волги".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В 1970-х Андреевский спуск напоминал клоаку
"Частники" правили более низкую цену, но был риск, особенно в вечернее время, завезут ли они, куда нужно. Им не слишком доверяли, что передает тогдашний анекдот. Женщина на Крещатике "голосует", но такси проезжают мимо. Тормозит "частника" и спрашивает, куда ехать. "Вы же без шашечек", — отвечает она. "Послушайте, вам нужны шашки или нужно ехать?" — возмущается водитель.
В 1970-х таксист имел право брать пассажиров только на официальных стоянках. Хоть на самом деле на тех стоянках стояли не такси, а пассажиры — в ожидании машин.
Самая длинная очередь была на Бессарабке. Обычно двигалась медленно. Наконец подъезжала машина с зеленым огоньком, пассажир садился в салон и называл адрес. Однако водитель не спешил нажимать на педаль газа. Он выходил из машины и шел к очереди искать попутчиков. Ведь счетчик будет включен раз на всю поездку, а сумму, которая на нем высветится, получит отдельно от каждого пассажира. "Навар" в размере двух или трех "счетчиков" пойдет ему в карман.
Заезжали на стоянку и такси с желтым огоньком — в их салоне уже сидели пассажиры. Водители, опустив стекло на правых дверцах, объявляли: "Березняки!", "Святошин!", "Подол!". Те, кому было по дороге, становились пассажирами без очереди.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сдача макулатуры давала право на покупку книг - "12 стульев" стоили 74 коп.
В очередь на такси становились также возле магазина часов "Секунда" на площади Калинина — в настоящее время площадь Независимости, возле ЦУМа — со стороны улицы Ленина (теперь Богдана Хмельницкого), на Красной (Контрактовой) площади. В 1979 году в Киеве насчитывалось 115 "стоянок таксомоторов". Киевлян обслуживали четыре таксопарка. На городские дороги ежедневно выезжали свыше 3 тыс. легковушек с "шашками", которые за день перевозили 110–120 тыс. пассажиров.
Авто также заказывали по телефону 082. По тогдашним правилам, "срочные заказы принимаются не позже, чем за 30 мин. до обусловленного времени подачи машины". Кроме того, пассажир оплачивал не только поездку, но и подачу такси (не больше 1 руб.) и оформления заказа (30 коп.). Дополнительные расходы иногда удваивали стоимость услуги. Потому что, например, обычный проезд с Крещатика на Никольскую Борщаговку стоил 1,5 руб. — "Рупь пиесят", как тогда говорили, а с вызовом — почти три.
Комментарии
1