"Изо всех моих учеников только один понимал меня, да и тот неправильно", — вроде бы сказал Гегель перед смертью. Вроде бы, потому что кроме жены, стоявшей до последнего возле кровати философа, никто этого слышать не мог. А учениками Гегеля считала себя в то время хорошая половина немецкого студенчества.
Понимать Гегеля им было сложно. Слушать еще тяжелее. В Енском университете, где начинал преподавать Гегель, на лекциях он держался так, словно сидел дома за письменным столом. Все время листал тетради, ища нужное место, нюхал табак, чихал, покашливал. И бубнил под нос, глотая слова, длинные предложения, не обращая внимания на то, слышит ли его кто-нибудь вообще.
Однажды Гегель перепутал время лекции и пришел на час раньше. В аудитории случайно оказался какой-то студент, к тому же из другого курса. Целый час ему одному Гегель читал лекцию.
Он бедствовал. Университет платил ему 80 талеров, а даже скромный студент тратил 200.
Неизвестно, что было бы с философией Гегеля, если бы не женщина. Христиана Буркхардт была женой владельца дома, где философ снимал квартиру. Она его просто подкармливала, а потом родила от него сына, Людвига. У Христианы это был уже третий внебрачный ребенок. Гегель пообещал заключить с ней брак, если она овдовеет. Однако вскоре выехал из Ены. Владелец ежедневной "Бамбергской газеты" предложил философу должность редактора.
"У меня всегда была склонность к политике", — объяснял Гегель друзьям в письмах, почему променял преподавание в университете на газетное дело. Тогда слово "журналистика" еще не прижилось, и он свел свое ремесло к "политике". И получал в десять раз больше, чем в университете.
"Журналистам запрещается распространять сведения, которые могут нанести вред государству", — значилось в перечне обязанностей журналистов Баварии, утвержденном правительством. С этим пунктом у Гегеля начались проблемы. Летом 1808 года, когда бурлили наполеоновские войны, "Бамбергская газета" сообщила места лагерей баварских войск. Какого-то офицера осудили за разглашение военной тайны. А Гегель, чтобы исправиться в глазах власти, напечатал детальный репортаж о встрече Наполеона с немецкой знатью в Эрфурте 26 октября 1808 года. Газету закрыли вообще. Гегель был в отчаянии. Он так и не понял, за что.
Только со временем в архивах Мюнхена историки нашли несчастливый номер газеты, где кто-то из правительственных чиновников красным обвел место в репортаже: "Господин коммерсант Гофман получил от его величества короля Баварии золотую табачницу, украшенную жемчугами, а его жена и мадемуазель дочь по хорошему ожерелью каждая. Его величество король Вюртемберга подарил госпоже придворному советнику Рейнгардт, кроме значительной суммы денег, еще и драгоценности".
Позже Гегель возглавил гимназию в Нюрнберге. Когда философа пригласили преподавать в Гейдельберге, он написал, что после преподавания детям может уже не заглядывать в записи на лекциях.
Склонность выражать простые мысли длинными и сложными предложениями немцы считали добродетелью. Еще при жизни студенты придумали шутку о Гегеле. Мол, он перед лекциями тренировался на своей жене. Когда видел, что она понимает его, сразу осложнял язык лекции, а потом шел к студентам.
"Кто имеет хорошую жену и настоящую цель в жизни, тот имеет все", — говорил философ о своей Марии. Обручились они, когда Гегелю исполнилось 40. Его избранница была вдвое младше. Родители долго колебались, потому что Гегель — всего лишь директор гимназии, а они, Тухеры, какая ни есть, а все-таки нюренбергская знать. Торговались бы еще долго, если бы друзья Гегеля не обманули старого Тухера. Ему написали письма, где намекнули, что жениться нужно сейчас. Вдове директора гимназии, мол, дают хорошую пенсию в случае смерти мужа. Если же Гегелю отказать, то он поедет преподавать в университет. А там, если дочь Тухеров и станет его женой, пенсию не назначат.
Мария родила ему двух сыновей — Карла и Эммануила. Старшего внебрачного Людвига Гегель также не забывал. Регулярно посылал деньги, а когда парню исполнилось 15, отдал его учиться коммерции. Для Людвига это стало трагедией, потому что он хотел изучать языки. Оскорбленный на отца, юноша направился в голландское войско и погиб в Индонезии.
Слава к Гегелю пришла, когда он приближался к 50-летию. В Тюбингене, где когда-то учился философ, это стало упреком совести помнивших его учителей. Кто-то из руководства даже исправил выпускное свидетельство Гегеля, где значилось: "Здоровье слабое. Рост средний. Красноречивостью не выделяется. К философии никакого старания не проявил". В последнем предложении "никакого" зачеркнули и сверху дописали "много".
Со славой, наконец, появляются деньги. Большую часть бюджета философ тратит на наряд жены. Хотя сам Гегель тоже не был безразличным к своему внешнему виду. Однажды даже сказал: "Бороться с модой — это мальчишество".
Лекции Гегеля собирали до двух сотен студентов. Профессоров, о которых пересказывали множество анекдотов, знали тогда лучше актеров. Хотя Гегель и читает почти без бумажки, слушать его все равно тяжело. Большинство ходит не слушать философа, а смотреть на него. Кто-то из студентов откровенно признается профессору, что не понимает, о чем он говорит. Тот в ответ саркастически улыбается. А одному из таких слушателей советует углубить знания по географии, языкам, математике — настолько он считал свое учение всеобъемлющим.
Противоречие — критерий истины, отсутствие противоречия — критерий ошибочности. Гегель назовет это главной формулой диалектики, которой научит несколько поколений европейской молодежи.
Однако нигде его так не почитали, как в Советском Союзе. Чуть ли не все его произведения были разрешены к печати и изучались в университетах СССР. Почему? Потому что после смерти Гегель попал под острое перо Карла Маркса. Тот увидел в его произведениях "конец немецкой классической философии". А Владимир Ленин, читая у Гегеля объяснение Бога, на полях книги напишет: "Сволочь идеалистическая!!!". Приблизительно такие же комментарии будут звучать в советских вузах в течение семидесяти лет. Будет дополнять их ленинское замечание: "Произведения Гегеля — лучшее средство для получения головной боли". Рассказывали, что в 1930-х на комсомольских собраниях вспыльчивый студент мог воскликнуть: "Гегеля к стене!" Возможно, так и не узнав, что тот умер еще сто лет назад.
14 ноября 1831 года, в воскресенье, перед обедом ему вдруг стало плохо. Врачи ничего не смогли сделать, и к вечеру Гегеля не стало. Сказали, что из-за холеры.
Жена пережила его на 24 года. Ей пришлось заботиться о сыновьях, осиротевших еще подростками. Смерть Гегеля подняла цену на его книги. Мария даже попросила всех, к кому писал покойный муж, вернуть его письма. Это позволило дать детям хорошее образование. Старший из них, Карл, стал достаточно успешным историком.
1770, 27 августа — в Штутгарте родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель
1787 — впервые влюбился — в дочь профессора теологии гимназии, в которой учился
1789 — первая политическая любовь — Наполеон Бонапарт
1803 — на час раньше пришел на лекцию и прочитал ее не своему студенту
1806 — в ночь перед битвой под Еной между войсками Наполеона и его противниками дописал главное произведение — "Феноменология духа"
1808 — понял, что журналистика — это политика
1811 — друг Гегеля обманул его будущего тестя фон Тухера, и тот выдал за философа свою дочь Марию
1818 — начал преподавать в Берлине
1831, 14 ноября — умер от холеры




















Комментарии
1