четверг, 10 января 2019 16:25

Польский историк рассказал о причинах конфликтов с Украиной

Польский историк рассказал о причинах конфликтов с Украиной
Исследователь Лукаш Адамский изучает польско-украинские отношения. Фото: DW

Доктор истории и политический аналитик, специалист по истории стран Восточной Европы Лукаш Адамский рассказал о разнице в исторической памяти украинцев и поляков.

"Историческая память украинцев и поляков существенно отличается. Это не трагедия, а вполне нормальное явление, я не знаю примеров наций, где историческая память была бы одинаковой. Кардинально взгляды рядовых поляков и украинцев на прошлое отличаются в оценке периода, когда украинские земли входили в состав государства, которое в своем названии имело прилагательное "польское", - говорит он "Апострофу".

Возник вопрос о том, как оценивать этот период: положительно или отрицательно.

"Посмотрим однако на такую ​​основу представлений о прошлом поляков и украинцев, как "школьная" литература XIX века. Украинские писатели описывают, прежде всего, жизни казаков и лишения крестьян. Кого показывали, как антагонистов украинских казаков и крестьян? Конечно, шляхту, то есть тот самый слой, который положительно описывали польские писатели, более того - который была основанием национальной культуры поляков.

И здесь интересный факт! Украина тоже имела свою шляхту - определенное время элиты украинских земель считали себя той же политической общностью, что и элиты земель нынешней Польши. Это важно для понимания истории. Конечно, украинцы и поляки были отдельными народами, но где-то с середины XVII века и до 1830-40 годов их элиты представляли себя одной нацией. Сегодня для большинства украинцев нация ассоциируется с языком, религией или традицией, хотя, по сути, этот термин означает людей, которые хотят жить вместе в одном государстве как одно политическое сообщество", - говорит Адамский.

В ХIX в. крестьяне начали приобретать национальное сознание. Возникла интеллигенция, вышедшая из сел.

"И появился первый конфликт, который требовал оценки того, кем являются поляки на землях, которое украинское национальное движение считает своими: сохозяевами или чужаками. Это дело в дальнейшем влияет на оценку прошлого у поляков и украинцев. Оказалось, что на украинских землях жили люди, которые отождествляли себя с польской нацией, но они оказались в меньшинстве. Особенно это заметно в Галиции, где 30%, а затем даже 40% населения, прежде всего, городов с поляками и евреями, говорило на польском, а 60% населения были украиноязычными", - рассказал историк.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Запрет "бандеровской идеологии": польский журналист объяснил угрозы

"Но на наши взаимные страсти сильнее влияет вторая проблема, которая связана с оценкой деятельности украинского националистического движения. Я имею в виду ОУН и УПА. Ибо о казаках и шляхте мы можем уже достаточно спокойно разговаривать. Уже даже можем и о гайдамаках, хоть еще в XIX столетии словосочетание "Уманская резня" вызвало у поляков такие же ощущения, как сейчас вызывает Волынская резня, которую в Украине называют "Волынская трагедия". Однако гайдамаки являются уже далеким прошлым, а спор о событиях 1930-40 годов актуален. Это все еще живет в памяти людей", - считает Лукаш Адамский.

По мнению историка, конфликт возник из-за того, что Украина строит свою отдельную личностную и национальную историю на антироссийской идеи и четко отделяет свою историю и от Польши.

"Для части украинцев ОУП и УПА является силой, которая боролась за независимую Украину против Советского Союза. Однако для поляков это сила, которая отвечает за ужасную этническую чистку на Волыни и в Галиции, которую юридически можно квалифицировать как геноцид. В то же время многие украинские историков борьбу за независимое украинское государство признают, как высшую добродетель. Однако происходит рефлексия того, что каждый метод борьбы за национальное государство является оправданным. Не хватает понимания того, что ни украинская история, ни политика не находятся в пустоте, а героизация деятелей ОУН и УПА влияет на отношения с Польшей и Израилем", - говорит исследователь.

После 2014-го конфликт исторических памятей между Польшей и Украиной стал еще более выразительным. В Украине он возник на фоне путинской агрессии, которая увеличила популярность националистического видение истории.

"В Польше состоялся другой процесс. Когда 2003-го Польша и Украина вместе отмечали годовщину Волынской резни на государственном уровне в духе сильной "политкорректности", поляки считали, что это только начало расчетов Украины с преступлениями УПА, а потом убедились, что для Украины это был максимум того, что можно было дать. Это приводило к разочарованию. Одновременно начали радикализоваться люди, для которых была важна память о земле, где жили их предки. Подобные сообщества существуют не только в Польше. в Германии есть сообщества "изгнанников" - это немцы, которых выселили из Польши, Чехии и других стран после Второй мировой.

Проблема в том, что в Польше часть влиятельных элит считала, что это просто националисты или люди, которые мутят польско-украинские отношения, живут прошлым, когда надо думать о будущем. Затем у тех людей появился довольно харизматичный лидер, армяно-католический священник, ксендз Тадеуш Исакович-Залесский. Здесь надо вспомнить, что центром армянского католицизма был Львов и армяне тоже пострадали от рук украинских националистов. В целом это среда начала влиять на политические процессы".

Польские партии Гражданская платформа и ПиС начали заботиться о поддержке этого электората. Экс-президент Лех Качиньский писал к ним письма.

"Далее в Украине принят закон 2015-го о героизации деятелей освободительного движения, где был запрет критики смысла деятельности УПА. Это было в день, когда польский президент выступал в Верховной Раде. Затем имеем польское решение 2016 года, где уже Волынскую резню назвали геноцидом без оговорок. Затем акты уничтожения польских и украинских памятников в Польше и Украине. Далее история с демонтажем нелегального памятника УПА в Польше в публично унизительный для Украины способ, мораторий на проведение в Украине эксгумационных работ для польских учереждений. Ситуация только обострялась. Далее спор о характере польских властей в Галиции в межвоенный период. И наконец, приравнивание преступлений украинских националистов к преступлениям нацистской Германии и Советского Союза в польском законе об Институте национальной памяти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На місці польських поховань у Львові нова спроба вандалізму

В результате имеем замороженную ситуацию. Конечно, Польша требует снять мораторий на запрет эксгумаций - ни в одной другой соседней стране польские учреждения не имеют такой блокады. Украина просит восстановить хотя бы 2 легальных памятника. Польша отвечает на этот вопрос: а что со львами на кладбище во Львове?", - подытожил Лукаш Адамский.

Нормы нового закона о "Институт национальной памяти Польши" прописаны очень нечетко как с юридической, так и с исторической точки зрения. Большое количество непонятных аспектов может создать возможность для очень широкого применения и даже злоупотребления этим законом. Об этом в комментарии для Gazeta.ua рассказал историк, директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович.

Сейчас вы читаете новость «Польский историк рассказал о причинах конфликтов с Украиной». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть