В 1902 году Трансваальская республика, ныне ЮАР, пала под натиском Соединенного Королевства Великобритании. Недолгие полвека существования завершились кровопролитными боями за право владения богатейшим месторождением золота и алмазов. Добыча руды превышала все мыслимые пределы.
В конце 19 века Трансвааль и Оранжевая Республика по праву считались богатейшими странами мира. Так, в 1901 году в "Московских ведомостях" было опубликовано: "Римский Папа владеет самым крупным алмазом в мире, который, по странному противоречию, был ему преподнесен таким строгим протестантом, как президент Трансвааля Крюгер".
В декабре 1895 года в Трансваальскую Республику был послан отряд англичан под командованием Джеймсона. Отряд принадлежал британской горнорудной компании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страну праведников Шамбалу искали в Туве
Предлог вооруженного конфликта был просто смешон: Британия настаивала, что в бурских республиках ущемляются права подданных ее Величества. Но неумелое руководство Джеймсона и неподготовленность отряда сыграли свою пагубную роль. Через несколько дней англичане попали в засаду и были вынуждены сдаться на милость республиканской власти. Неудавшийся "Набег Джеймсона" лишь на время отсрочил очередное вторжение в Трансвааль.
С 11 октября 1899 года постоянные стычки англичан и буров привели к возникновению серьезного вооруженного конфликта. Президент Крюгер ясно понимал, что ему необходимо готовиться к войне, что он и сделал.
Однако теперь стране предстояли огромные расходы. Крюгер увеличил золотодобычу. Монетный двор без устали чеканил все новые и новые монеты. Густав Преллер, один из служащих казначейства Крюгера, вспоминал: "Слитки золота взвешивались, регистрировались и отправлялись заведующему монетным двором господину Перрину, который, вместе с двумя ассистентами - немцами, расплавлял их, очищал, прокатывал и изготовлял монеты. Затем деньги шли в казначейство, откуда производилось их распределение по воинским частям. Деятельность монетного двора позволяла сохранить и приумножить армию".
Добыча золота и алмазов увеличивалась, но бурские войска не могли похвастаться победами. Преимущества, отвоеванные благодаря численному перевесу буров, свело на нет неумелое командование Крюгера и его доморощенных генералов. А подкрепление, прибывающее из Британии, делало свое дело. Трансвааль терпел поражение за поражением.
Войска республики были вынуждены отступать, оставляя англичанам выгодные позиции для маневров. В конце весны 1899 года столица сдалась, а руководство страны "пересело на колеса" - государственные учреждения разместили в железнодорожных вагонах и отправили в небольшой городок Машадодорп. И только монетный двор продолжал свою работу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Черчилль не писал о своем спасении в Англо-бурской войне
В дневниках Густава Преллера есть следующая запись: "28 мая начальник департамента горнодобывающей промышленности попросил меня выделить ему повозку для кое-каких перевозок. Я согласился. Вечером в 11 часов я, прогуливаясь по городу, забрел на станцию, где, к своему удивлению, увидел правительственного чиновника, управляющего погрузкой и отправкой по железной дороге золотых монет и слитков золота. Для этих-то целей и была использована повозка. Золото вывозилось из банков, а затем - в Машадодорп. Золото хранилось в городе в трех местах: в Нидерландском банке, откуда господин де Брааль, управляющий, уже начал вывозить его, на монетном дворе, а также в огнеупорном подвале Дворца юстиции. Вначале мы опустошили сейфы Нидерландского банка, затем - монетного двора, и, наконец, подвалы Дворца юстиции. К тому времени, как дело было сделано, в Претории не осталось ни грамма золота, принадлежавшего Трансваалю. Стоимость же всего золота, вместе с уже вывезенным, составляла порядка полутора миллионов фунтов. В основном это были слитки золота высокой пробы, монеты чеканки монетного двора Претории, не очень чистое, еще не прошедшее подготовку для чеканки золото, стоившее на двадцать шиллингов за унцию дешевле, и еще не отштампованные заготовки для монет".
После окончания войны редактор "Новостей Претории" Джеймс Грей, проводивший подсчет оставшихся золотых запасов Трансвааля, обнаружил, что на руках у правительства должно было остаться около 150 000 фунтов стерлингов. Хотя по тем временам сумма была немаленькой, все же она не шла ни в какое сравнение с первоначальными полутора миллионами, которые прочили в сокровища Республики.
О золоте буров на долгие годы забыли, пока в середине 20 века Йоханнесбургским судом осудили одного уголовника. Уже после суда адвокат преступника божился, что казненный расплатился с ним – трансваальским золотом. И, что самое поразительное, монеты выглядели так, словно долгое время пролежали в земле.
Комментарии