понедельник, 26 января 2015 13:15

"Ні корови, ні свині, Тільки Сталін на стіні" - антирежимный фольклор 1930-х годов

"Ні корови, ні свині, Тільки Сталін на стіні" - антирежимный фольклор 1930-х годов

Каждая историческая трагедия находила отголосок в украинском народном творчестве, которое становилась своеобразным зеркалом общественных преобразований.

Сотни легенд, преданий, песен, баллад и дум оставили для нас времена татарских и турецких нападений, национально-освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого, подвиги запорожских казаков, разрушения Сечи, крепостничество, рекрутчина ...

Голодомор и сталинские репрессии стали главными историческими трагедиями украинском в ХХ в. На фоне этих страшных событий возник новый пласт фольклора, который можно назвать антирежимным. Это прозаические и поэтические произведения, которые, к сожалению, не только не исследованы, но и мало зафиксированы учеными, ведь не только сам фольклор, его носители, но и сборщики и исследователи подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Предлагаем вашему вниманию несколько впечатляющих выдержек из книги писателей Владимира Маняка и Олеся Воли "Мор. Книга бытия Украины" и другие документальные данные, связанные с антирежимным фольклором 1930-х годов в Украине.

Журналист Семья Григорий Федорович вспоминает слепого лирника, который пел на базаре в Ромнах:

В тридцять першому году

Вже пізнали ми біду,

В тридцять другому году

Їли люди лободу,

В тридцять третьому году

Помирають находу.

Это была, пожалуй, его последняя песня. Неожиданно подошли двое в штатском и забрали певца ". Антирежимный фольклор стал причиной гибели многочисленных певцов-кобзарей.

О кобзаре из Богуслава, замученного энкаведистами, рассказывает Петренко Никифор Никифорович: "Пел кобзарь как ангел небесный, что ничего не боялся [...] Ухватили энкаведисты кобзаря под руки и повели куда-то. Долго не утихал его трагический голос:

Погляньте, людоньки, який тепер світ настав:

Енкаведист у сліпого поводирем став."

Вспоминает Сыченко Петр Афанасьевич, уроженец села Ясногородка Макаровского р-на Киевской обл .: "Ходили кобзари, лирники, старые и малые просители. Помню мальчика лет десяти-двенадцати. Мы давали ему по разу укусить жмыха, а он танцевал перед нами, припеваючи:

Мати в СОЗі, батько в СОЗі,

Діти плачуть по дорозі,

Нема хліба, нема сала,

Тільки кіно та вистава,

А на хаті один куль,

Та й то кажуть, що куркуль.

Задержал его председатель сельсовета и отправил в Бышев. Там и потерялся его след."

Ткаченко Виктор Константинович из поселка Белокуракино Донецкой области рассказывает о председателе колхоза Ткаченко В.Ф., который в присутствии инспектора райкома спел частушку:

"Сидить Сталін на лугу,

Гризе кінськую ногу.

Де ж баранина пропала?

Кулаків тепер не стало.

А то доложил в ГПУ - и попал председатель в концентрационный лагерь."

Нередко в новообразованиях 1930-х годов использовались старые клише, взятые из исторических песен. Народ апеллировал к новым политическим проводникам, но не с любовью или укором, а с большим пренебрежением и пониманием страшных последствий их человеконенавистнической политики:

***

Устань, Ленін, подивися,

Як в колгоспах розжилися!

Ні корови, ні свині,

Тільки Сталін на стіні.

***

Батьку Сталін, подивися,

До чого ми дожилися:

Хата раком, клуня боком

І кобила з одним оком!

 

Итак, с уверенностью можем утверждать, что в начале 1930-х годов в Украине возникали новые жанры политических песен и стихов, в которых высказывалась непримиримость к тоталитарному режиму и его представителям. Впрочем, распространение такого антирежимного фольклора обычно заканчивалось трагедией, а жестокие репрессии ждали как его исполнителей, так и тех, кто записывал.

Сейчас вы читаете новость «"Ні корови, ні свині, Тільки Сталін на стіні" - антирежимный фольклор 1930-х годов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть