О противоречия жизненной судьбы митрополита УГКЦ в 1901-1944 годах Андрея Шептицкого в эфире "Исторической правды" рассказал декан Львовского Национального университета Роман Шуст. С одной стороны, владыка Андрей имел безоговорочный авторитет среди населения и далеко за пределами Галичины. С другой - имел не прстой отношения с украинским националистическим движением, деятели которого порой представляли митрополита как польского ставленника. Поляки не принимали Шептицкого как такового, что отошел от католицизма.
"Много кто из семьи Шептицких и сейчас не могут простить митрополиту Андрею избранного им пути к греко-католической церкви, - рассказал он. - Род Шептицких был известен на Галичине еще с княжеских времен. Их родовое гнездо находится в селе Шептичи в Самборском районе. Материнская линия Фредро - чисто польская. А по отцовской линии - древний украинский боярский род, которій ополячился, но дал УГКЦ в 18 веке двух митрополитов и епископа".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Священники РПЦ молились на Гитлера"
Польская шляхетского традиция доминировала в семье Шептицких над памятью о греко-католических иерархах прошлого. Воспитанный в польской католической франкоязычной семье Андрей Шептицкий все же возвращается к УГКЦ.
"Как Андрей перешел к украинству? Я считаю, что через церковь. В их родовом имении в Прилбичах была греко-католическая церковь. Он посещал службы, думаю, что пользовался и семейным архивом. У него это чувство проявилось изнутри. Несмотря на то, что родители не одобряли его выбор, возможно дело шло к разрыву с родителями, они впоследствии осознали, что это не случайные чувства, а зов души, и приняли его выбор стать монахом греко-католической церкви. Его брат игумен Климентий в 43 года перестал быть адвокатом, а стал священником. Еще имел двух братьев - один был австро-венгерским генералом, а позже в польской армии министром обороны. Другой брат - хозяин - был расстрелян в своем имении большевиками в 1939-м", - пояснил Шуст.
О холодном отношении Шептицкого к ОУН сегодня вспоминают не часто. По мнению Романа Шуста, оно вполне вписывалось в религиозную канву:
"Митрополит был человеком своего времени, воспитанный на австро-венгерском парламентаризме. Он не мог принять терорризм в принципе, потому что есть заповедь"Не убей". К ОУН он имел свое отношение, я бы не сказал, что отрицательное, но такое, которое базировалось на основе религиозной морали. Также известна история с письмом к Гиммлеру в годы войны, в котором осудил убийства евреев. И там якобы прозвучала такая фраза: "Если бы это сказал граф Шептицкий, то его надо было бы повесить, но митрополит Шептицкий имеет право так говорить". То есть он имел незыблимый авторитет. Если взглянуть на него - аристократ, имел три докторатнтуры, владение многими иностранными языками".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Львовским священникам угрожают из-за имения Шептицкого
Почему же набожные галицкие крестьяне не услышали призывов митрополита, несмотря на его высокий авторитет, не поддерживать ОУН в насилии против поляков на Волыни и не помогать нацистам в истреблении евреев?
"В условиях войны природные инстинкты начинают доминировать над моралью. Мне кажется, что Шептицкий не мог сделать больше, чем сделал. Первое - он разрешил священникам писать метрики для евреев. Второе - в своих палатах он постоянно прятал несколько десятков евреев. Когда немцы приходили к нему с визитом, евреи часто были скрыты за дверью. Одну группу вывезли прятать в монастырь, сразу собирали новую группу. Поэтому Церковь жила в постоянном страхе".
Комментарии
5