В апреле 1908 во Львове состоялся первый акт политического террора со стороны украинцев. 21-летний студент Мирослав Сичинский убил наместника Галичины графа Анджея Потоцкого. Потоцкий поддерживал галицких русофилов. Поэтому представителей украинских партий уменьшилось в австрийском парламенте и галицкой сейме. Выглядело так, что галицкая администрация дискриминирует украинское население.
Сичинский пошел на этот шаг сознательно. "Это за наши обиды, за выборы, за смерть Каганца!" - воскликнул студент, выпуская пули. После преступления не убежал, дождавшись ареста.
О реакции украинского общества на это убийство и его значение для украинского движения в эфире "Исторической правды" рассказал историк Игорь Черновол.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Побег Сичинского из тюрьмы украинцы готовили три года
По его словам, поступок Сичинского вызвал шок среди украинского сообщества. Его единодушно осудили и церковь во главе с митрополитом Шептицким, и правые украинские органзации.
"Сначала все растерялись, осудили. Ведь нужно понимать дух эпохи, - отметил историк. - Тогда такие вещи случались за рубежом - ежегодно в России погибали министры или полицмейстеры. Было впечатление, мол "Это так в азиатской России. А мы, все же жители Австро-Венгерской монархии, значит мы выше". Так же думали и галицкие украинцы, они отказались от Сичинского. Даже его родная Украинская социальнор-демократическая партия. Первая версия была, что это заговор. Никто не думал, что это может сделать один человек. Стратегия его адвокатов была настаивать на том, что он является психически нездоровым".
Мирослав Сичинский имел плохую родовую историю - несколько его братьев осуществляли попытку самоубийства. Поэтому на основе этого адвокаты пытались доказать душевную болезнь своего подзащитного. Однако экспертиза признала Сичинского вменяемым. С другой стороны, никто не мог поверить, что такое убийство могла организовать один человек. На суде мать Сичинского выступила в защиту сына, признав себя соучастницей, хотя на самом деле всю "операцию" он совершил самостоятельно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На Ольжича охотилось и гестапо, и служба безопасности бандеровцев, и энкаведисты
В конце концов, дело Сичинского стала своего рода "подарком" для украинцев, так как создало повод для озвучивания украинского вопроса на всю Европу.
"Я думаю, что под давлением снизу украинский истеблишмент изменил стратегию поведения. Стоит вспомнить, что тогда во Львове несколько дней громили украинские учреждения. А в селах наоборот, казалось, вот-вот должны воспламеняться имения помещиков. Поэтому в этой напряженной ситуации украинская элита изменила свою стратегию - она ??начинает использовать эту трагедию для достижения политических целей. Согласно конституции сейма украинцы и поляки были равноправными народами, но в действительности этого не было. Польской власти было что забросить. Поэтому эту трагедию удачно использовали и в конце концов она превратилась в компромат на польские власти", - рассказал Игорь Черновол.
Сичинский стал первым национальным героем галичан. На основе чествования Сичинского крестьяне пришли к определенному уровню политического сознания. Этот культ продержался до Первой мировой войны и после нее уже не возродился.
Комментарии
8