Новый год человечество празднует издавна. Первое упоминание о праздновании Ногово года находим во II тыс. до н.э. в древнем Вавилоне. А вот 1-го января Новый год начали отмечать в древнем Риме по календарю Юлия Цезаря с 46 года н. э.
А когда же появилась новогодняя елка? Обычай украшать деревце был известен еще у древних греков, однако именно елки начали украшать древние германцы, чествуя таким образом дух леса. Первое письменное упоминание о елке находим в хронике города Штрансбурга от 1605 года, где описано, что горожане ставят елку в домах и украшают ее разноцветными бумажными цветами, яблоками, сахаром. Впоследствии через Голландию, Чехию, Польшу этот обычай перешел и к нам.
В России новогоднее празднование ввел Петр И приказом 1 января 1700 года, а до этого Новый год там отмечали в марте, а с 1348 года - в сентябре. Интересно, что этим же приказом жители должны были украсить свои дома еловыми веточками, веселиться и поздравлять с Новым годом.
Первые новогодние елки в Польше, а затем и в Галичине начали устанавливать в ХІХ ст., переняв этот обычай у немецких переселенцев-евангелистов. Однако и до этого времени на Рождество дома украшали елочными веточками. В этом смысле более правильно называть праздничную елку рождественской, а не новогодней, ведь устанавливали ее именно накануне Рождества. Елки украшали по средствам. Рассматривая в музеях необычайной красоты и изящества европейские новогодние украшения, стоит помнить, что далеко не все могли себе позволить такую роскошь. Даже семьи среднего достатка украшали елку яблочками, орешками в фольге, самодельными украшениями из соломы, яичной скорлупы, цветной бумаги. Шарики делали даже из газет, укутывая их фольгой. А конфеты были самыми желанными елочными украшениями для малышей. Очень торжественно выглядели свечи на елке.
С приходом советской власти елку запретили как обычай религиозный и буржуазный. Однако позже зеленую красавицу начали рассматривать как сугубо новогоднюю и о запрете забыли.
В украинцев, кстати, до сих пор сохранился еще один древний обычай: на Рождество вместо елки (или рядом с ней) ставить под образами Дидух - символ семейного уюта и тепла.
Напомним, что сам Новый год галицкие поляки и украинцы праздновали в разное время. Новый год 31 декабря поляки называют Сильвестром - от римского епископа, который умер в 335 году. Согласно легенде, святой Сильвестр поймал страшное чудовище Левиафана. Когда Левиафан вырвется на волю, тогда, по преданию, и наступит конец света. Но год миновал, Левиафан не вырывался - почему же не радоваться и не праздновать Новый год!
Украинцы же Новый год традиционно праздновали 14 января, но в городах постепенно привыкали к 31 декабря - 1 января.
На забавах также, как и сегодня, популярны были разнообразные хлопушки, которыми городские жители салютовали прихода Нового года. Если Рождество считалось семейным праздником, то на Сильвестра было принято ходить в гости, посещать рестораны, даже ездить на празднование в горные пансионы.
Блюда на Сильвестра напоминали рождественские блюдп. Готовился карп, причем верили: чем больше чешуек на рыбе - тем больше денег будет в Новом году. Также готовили блюда из капусты, например, бигос, пекли много сдобного печенья, а королем стола был шоколадный торт. В новогодние праздники кое-где готовили гуся с яблоками.
По католическому календарю, днем святого Сильвестра открывался сезон балов и маскарадов, который после 6 января подхватывали и галицкие украинцы. Карнавалы ежегодно отличались оригинальностью, имели определенную тематику. В 1928 году, например, карнавал был авиационно-морской, организованный Польским союзоми железнодорожников. Интересно, что список приглашенных дам заранее печатался в газете "Курьер Станиславовский". Для детей устраивали "Боже Древко" - праздник, на котором бедные дети получали подарки и сладости, а также "балы костюмированные" для самых маленьких.
Новогоднюю елку в центре города в межвоенный период еще не устанавливали. Первое упоминание о главной елке города Ивано-Франковске, установленной на площади возле почты, находим в газете "Комсомольское знамя" от 1 января 1972 года. В заметке сказано, что на Фестивальной площади (с 1975 года - площади Победы, теперь - Вечевой майдан) установлена елка с Дедом Морозом, Снегурочкой и сказочными героями Пиннокио, Морозком, Котигорошком и др. К этому времени елки на Новый год украшали в городском парке, возле озера, возле школ.
Не приходил в межвоенный период и Дед Мороз со Снегурочкой, ведь Дед Мороз - это только советский заменитель Святого Николая. Пытаясь искоренить религиозные и национальные традиции, советские идеологи решили "переписать" их на атеистический коммунистический строй: только санкционированный властями Дед Мороз должен поздравлять малышню и всех "строителей коммунизма" с новогодним праздником.
Комментарии