вторник, 23 июля 2013 13:43

"Евреи милосердные! Пожалейте старика и не ставьте в субботу свои автомобили у этого дома"
5

Агнон первым из ивритоязычных и идишемовних писателей был удостоен Нобелевской премии
Фото: Фото: en.wikipedia.org
Шмуэль Йозеф Агнон был очень набожным. Всегда ходил в ермолке (кипе) — шапочке, прикрывающей темя. Ее евреи обычно надевают, когда молятся или изучают Тору. Некоторые же носят постоянно, чтобы подчеркнуть, что все их поступки направлены на служение Богу
Рабочий кабинет Йозефа Агнона

"Я родился в одном из городов изгнания — еврейском местечке Бучач, — вспоминал писатель Шмуэль Йозеф Агнон. — Род свой веду от колена левитов-священников".

Отец Шмуэля — ребе Шолом Чачкес был хасидом, на жизнь зарабатывал торговлей мехами. Маленького сына отдал учиться в хедер — еврейскую школу. Мальчик хорошо учился, писал стихотворения и рассказы на иврите и идиш, и даже опубликовал их в местной газете. Отец думал, что тот продолжит семейную традицию и станет хорошим раввином. Однако в 18 лет Шмуэль увлекся сионизмом, который провозглашал возвращение евреев на историческую родину. Проработав год во львовской еврейской газете, в 1907-м он едет в Палестину. Жизнь в кибуце ему не понравилась, и парень поселяется в Яффе. Жил уроками и случайными литературными заработками. Свои произведения публикует под псевдонимом Агнон, что в переводе с иврита означает "покинутый". Впоследствии переезжает в Иерусалим и устраивается там секретарем в суде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еврей, украинка и поляк рассказывают три истории Галичины

Йозеф чувствует, что ему не хватает глубокого образования. В то время его можно было получить лишь в Европе. Поэтому в 1912-м Агнон переезжает в Берлин. Изучает классиков, читает лекции по еврейской литературе, дает уроки иврита. Друзья познакомили его с еврейским издателем и меценатом Залманом Шокеном. Последнему понравились произведения Агнона, и в 1915-м он предоставил писателю пятилетнюю стипендию для занятий литературой. Но при условии, что тот будет редактировать антологию еврейской литературы. Не успел Шмуэль начать работу, как его призвали в армию. Шла Первая мировая. Воевать Йозеф не хотел. Чтобы избежать службы, на протяжении нескольких недель до прохождения комиссии много курил, пил пилюли и мало спал. В конечном итоге, вместо армии попал в госпиталь с расстройством почек.

После войны в Берлине он знакомится с дочкой богатого еврейского коммерсанта Эстер Маркс. Они поженились и переехали жить в Гамбург. Там в 1921-м и 1922 году рождаются их дети. Дочь назвали Эмуной, что в переводе с иврита значит "вера". Сыну дали имя Шолом Мордехай, а называли Хемдатом, что означает "стремление души".

В 1924-м в гамбургском доме Агнонов произошел пожар.

— Я тогда был в больнице, — вспоминал писатель, — Вспыхнул огонь, и весь мой дом сгорел. Все мое имущество и все мои книги, почти четыре тысячи томов, стали жертвой огня. Сгорели все мои рукописи — плод восемнадцатилетнего труда.

Это событие Шмуэль воспринял как сигнал:

— После того как сгорело все мое добро, даровал Всевышний сердцу моему мудрость, и я вернулся в Иерусалим.

Агнон поехал первым, через год к нему присоединилась жена с детьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Три истории Галичины" стал первым украинским фильмом, который путешествуетпо континентам

По стране прокатилась волна погромов. 23 августа 1929-го Шмуэль с соседями собрались в одном доме и выставили вооруженную охрану. Арабы убили часовых, один пустой дом подожгли, некоторые другие, в том числе и Агнона, ограбили.

"Следовательно, Эстерляйн, — писал Йозеф жене, которая отдыхала с детьми в Европе, — придется все начинать сначала. Дом разорен, вещи украдены, а что не забрали грабители, разбито. Из одежды не осталось ничего, лишь то, что в ванне. Из столового серебра — ничего. Все-все забрали арабские убийцы. Но Господь нам поможет, и мы опять заживем".

Вскоре писатель построил дом, в котором прожил до конца жизни.

После Второй мировой он пережил тяжелый кризис. В своих произведениях Агнон описывал обычаи и жизни жителей галицкого еврейского городка — штетла. Теперь тот мир, о котором и для которого он писал, был уничтожен. Однако Шмуэль продолжал работать. В Израиле у него появились новые сторонники.

В конце 1950-х американская критика выдвинула Шмуэля Йозефа Агнона на Нобелевскую премию. Однако лауреатом этой награды он стал лишь в 1966-м — за романы "Свадебный балдахин" и "Ночной гость".

В последние годы жизни писателя признали национальным кумиром Израиля. Когда в иерусалимском районе Тальпиот, где он жил, начались строительные работы, мэр города приказал установить у его дома специальный знак: "Соблюдайте тишину! Агнон работает".

Он до конца жизни пытался сохранить традиции, в которых его воспитывали родители. По субботам вешал на калитке своего дома специальную табличку: "Здесь проживает еврей, который придерживается заповедей. Евреи милосердные! Пожалейте старика и не ставьте в субботу свои автомобили у этого дома".

В феврале 1970-го у писателя произошел сердечный приступ. Умер Шмуэль Йозеф Агнон на 82-м году жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "То, что в окопах не бывает атеистов, говорит не против атеистов, а против окопов"

Учителей в еврейских городках-штетлах не уважали

Во Вторую мировую в городках Галичины, Волыни и Подолья, а также Восточной Польши, Беларуси и Литвы преобладало еврейское население. В Бучаче в 1880-м, за 8 лет до рождения Шмуэля Йозефа Агнона, из 8967 жителей евреев было 6077. Так же и в Шаргороде, Баре, Тульчине, Немирове на Подолье, Бердичеве на Волыни, Бродах, Золочеве в Галичине. Такие свои местечки-острова евреи называли штетлами ("штетеле" в переводе с идиш — "городок").

Евреи по большей части занимались торговлей и ремеслами, держали шинки. Народ в городке-штетле преимущественно бедствовал. Именно в той нищенской среде зародился хасидизм — движение в иудаизме, важное место отводившее не учености, а религиозному экстазу и мистическим переживаниям. Основал его путешествующий ребе Исроэль Бааль Шем Тов (1698—1760), который со временем осел в подольском городке Меджибоже. Большой авторитет в хасидских сообществах галицких и подольских штетлов имели духовные лидеры — ребе или цадики, должности которых переходили по наследству. В Бучаче таким был отец Шмуэля Йозефа Агнона.

Самые главные семейные события — рождение, обрезание, свадьба, смерть отмечали всей общиной. Мальчиков с 3–4 лет отдавали учиться в хедер — религиозную начальную школу, где они изучали Тору и Талмуд. Светских дисциплин в хедере не изучали. Считали, что преподавание не требовало специальных знаний, поэтому труд учителя не слишком ценили. Учителями-меламедами обычно становились неудачники, которые не нашли себя ни в коммерции, ни в ремесле. Бытовала такая пословица: "Умереть и родиться меламедом ты всегда успеешь".

После Второй мировой и Холокоста "еврейское местечко" осталось лишь в произведениях писателей Шолома Алейхема, Исаака Башевица Зингера, Шмуэля Йозефа Агнона и на полотнах Марка Шагала.

1888, 17 июля — Шмуэль Йозеф Агнон (Чачкес) родился в семье раввина в городе Бучаче в Галичине (тогда — провинция Австро-Венгерской империи, теперь райцентр на Тернопольщине)
1908 — переезжает в Иерусалим
1912 — возвращается в Европу и поселяется в Берлине
1924 — изменяет фамилию "Чачкес" на "Агнон". Возвращается в Иерусалим
1931 — публикует роман "Свадебный балдахин"
1966 — становится лауреатом Нобелевской премии "за глубоко оригинальное искусство рассказа, наве янно е еврейскими народными мотивами"
1970, 17 февраля — умирает в Иерусалиме, похоронен на Елеонский горе

Сейчас вы читаете новость «"Евреи милосердные! Пожалейте старика и не ставьте в субботу свои автомобили у этого дома"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть