Древние китайцы помещали в захоронения бронзового века (2100–221 годы до н.э.) утварь для обозначения статуса родственников покойного. Такое предположение высказывают археологи.
По их мнению, бронзовая и глиняная утварь клалась в могилу не только с целью подчеркнуть статус умершего, но и для повышения престижа его наследников в глазах остальных членов общины. Ранее ученые традиционно рассматривали ее как способ утвердить социальный статус покойного.
Предметы, помещавшиеся в могилы, можно условно разделить на две группы.
Во-первых, это тщательно изготовленные бронзовые или глиняные ритуальные сосуды "лици", которые в том числе могли использоваться и с практической целью. Наибольшее число найденных "лици" относится к периоду 1400–150 годов до н.э.
Ко второй группе ритуальных предметов относятся вещи, которые из-за хрупкого материала или неправильной формы не могли использоваться в жизни и изготавливались специально для помещения в могилу. К таким предметам – "минци" – относятся, например, маленькие терракотовые фигурки.
В захоронениях, относящихся к 4 веку до н.э., "минци" зачастую являются копиями "лици" и представляют собой глиняные богато декорированные сосуды, по форме напоминающие бронзовые образцы.
В то же время бронзовые сосуды заметно отличались по качеству изготовления: одни были сделаны очень тщательно, другие имели более грубую и неправильную форму, повреждения, нанесенные в процессе создания.
Археологи предположили, что эти небрежно сделанные сосуды должны были выполнять роль глиняных "минци".
Для того чтобы понять, какое именно значение имели "наборы" из бронзовых и глиняных сосудов, профессор Джой Бекмэн из колледжа Белойт (США) тщательно изучила древнекитайские памятники письменной культуры.
Термин "минци" в значении предмета, помещаемого в могилу, впервые встречается в трактате "Сюнь-цзы", датируемом примерно 3 веком до н.э. В этом тексте словом "минци" обозначаются только "бесполезные", практически неиспользуемые вещи, которые клали в могилу.
В трактате "Ли цзи", одном из главных канонов конфуцианства, появляется другая трактовка понятия "минци". Там сказано, что "минци" предназначены для духов, а "лици" — для людей.
Профессор Бекмэн, основываясь на этом тексте, делает вывод: два "комплекта" ритуальных сосудов в могилах древних китайцев предназначались для двух разных людей, умершего и его наследника. Их статус мог быть неодинаков, отсюда и различия в количестве, форме и качестве изготовления сосудов.
Комментарии