К Пасхе в Музее Ивана Гончара проходит выставка писанок, рушныков и икон из фондов музея.
"Украинские писанки иллюстрируют древнюю мифологию, когда мир вырастает из сказочного Яйца-Райца", - рассказывает этнограф Юрий Мельничук.
Краски для писанки готовились из природных красителей, то есть части различных растений и семян. Собирали их заранее, освящали в церквях и имели наготове перед Пасхой. Желтую краску получали из веточек или коры дикой яблони; зеленую - из подснежников, семена из черного подсолнечника, листьев барвинка; красную очень редко делали в домашних условиях из рога оленя, чаще покупали краски растительного происхождения из красного или сандалового дерева; коричневую краску получали из почек ольхи, лещины, коры дуба, листьев конского каштана; черную готовили из чернильных орешков дуба, листьев черноклена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На Ровенщине поймали контрабандиста с иконами
Если писанка предназначалась земледельцу, то фон писанки обязательно должен быть черного цвета. Это цвет праздника весенней земли, просыпающейся от зимнего сна. Символическое значение - плодовитость. Красный цвет стал означать огонь небесный, символизировать силу, мужской пол, здоровье, любовь, власть. На писанках - это символ жизненной силы весны, символ возрождения.
Белый - чистота. Этот цвет является символом юга, где находятся души. Если на писанках белым изображены символы или линии, значило безгрешную жизнь.
Желтый цвет означал спелое зерно, достаток, урожай.
Голубой олицетворял небо, воздух, воду, здоровье. Это цвет небесной божественности. На писанках - это символ насыщения.
"В пост люди очищались сами и пытались всячески очистить свои дома, чтобы получить на Пасху как можно более полную Божью Благодать, - рассказывает Юрий Мельничук. - Настраивает на высокий молитвенный строй Божественный образ, отбеленный хорошо дом, чистый белый полотняный рушнык. Белому цвету, который ассоциируется с Творцом - уделяется особое внимание. Дом в Пасхи украшали рушныками, вышитыми "белым по белому" (болью), или коричневыми, серыми, синими нитями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Икона, которая могла принадлежать Владимиру Мономаху, восхищает исследователей
"Из дальних ведических времен, рушныки служили своеобразными полотняными образами, висевшие в углу в каждом доме. На самом деле, временами сакральный узор, который является образом, символом Божества и вышитый или сотканный на холсте, является более вместительным и значимым, чем выписанный антропоморфный образ на иконе. По сути рушнык, украшающий икону - это икона на иконе. Чего только стоит образ Мирового Дерева, или Древа Жизни на рушныках, насколько в нем много уровней святости".
На выставке представлены писанки, рушники и иконы из фондов Музея Ивана Гончара из разных историко-этнографических регионов Украины, но больше всего - из центральных областей. Писанки с характерными узорами и колоритом из Восточного и Западного Подолья, Среднего Приднепровья, Полесья, Гуцульщины, Лемковщины. Рушныки постовые и поминальные преимущественно из Приднепровья - Киевщины, Полтавщины, Черкасской, Черниговской; Слобожанщины - Сумщины; Нижнего Приднепровья - Днепропетровщины. Среди них есть целый ряд узорчатых.
Иконы, датированные 17 - началом 20 века, подают церковные и домашние образы Спасителя с апостолами и святыми, Богородицей. Среди них несколько многодельных и многофигурных икон. Особенно трогательно подан сюжет, который распространился на Украине еще в средневековье, названный "Недремлющее Око". На этих иконах мы видим Иисуса Христа подростком, которому во время паломничества в Иерусалим была явлена во сне вся будущая жизнь и ее финал. Целая подборка икон из празничного ряда иконостасов разных церквей. В частности три иконы 18 века, относящихся к пасийному цикла - "Омовение ног", "Тайная Вечеря", "Христос перед Пилатом".
Комментарии